Андрей Зорин: «Просвещение дается ужасно трудно»
Историческая память и ответственность интеллектуалов
Эксперты: Андрей Зорин
Историческая память и ответственность интеллектуалов
Эксперты: Андрей Зорин
Историческая память и ответственность интеллектуалов
Нельзя сказать, что существовала какая-то определенная идея, которая всех захватила. Предлагались разные версии, но не было отчетливой победы какой-либо из них. Наиболее популярной была идея символической отмены большевистского периода и немедленного правопреемства от Российской Империи или от Временного правительства, свергнутого большевиками. Совершенно очевидно – и здесь были практические сложности, – что в юридическом смысле это совершенно невозможно. Ну как? А что с Польшей-то делать или с Финляндией, как минимум, не говоря уже о других обстоятельствах? В околокоммунистической среде главной была идея, что это всё-таки главная часть Советского Союза. Кто-то откололся, Советский Союз остался, кто-то отошел и откололся, но это всё-таки Советский Союз, и здесь правопреемственность.
Как мне кажется, постепенно вырабатывалась линия на такое… Она была уже до этого отрепетирована в перестройку, и в 90-е годы она возникала – вырабатывалась линия на то, что всегда всё было хорошо. Что символическая разница между Советским Союзом и дореволюционной Россией – она как бы отводилась и стиралась; была единая линия, и сейчас я думаю, что именно эта версия победила. Она является, во всяком случае, официальной.
Совсем недавно возникли новые проблемы с Киевской Русью, которые не артикулировались раньше: в принципе, считалось, что всегда было одно государство, что между Киевской Русью и Московским княжеством не было разрыва, что между Московским царством и петербургской Российской Империей не было символического разрыва, что между Российской Империей и Советским Союзом его тоже не было.
И в этом смысле по отношению к советскому наследию именно в связи с этим есть очевидная схема, состоящая в том, что революция 1917 года – это что-то ужасное, разрыв исторической преемственности и чудовищная историческая случайность, а советская государственность, возникшая в результате этой революции, – это что-то прекрасное, что мы можем развивать. Как в свое время говорили: «Октябрьскую революцию сделали жидомасоны, поэтому мы никогда никому не отдадим ее завоеваний».
Мне кажется, что вся идеология этого тотального восстановления всего на свете состояла не в вычеркивании советского периода, а в его реабилитации символической. Что ничего никогда не уничтожалось. Выдиралась память, потому что символическое вычеркивание советского периода и восстановление правопреемственности через период его разрыва – оно предполагало исключительно интенсивную рефлексию. Зачем прошли эти 70 лет? Что сделали и почему это то наследие, от которого мы, выражаясь словами Ленина, отказываемся?
Выдиралась память. То есть, условно, когда… когда строили, была идея, что делать с храмом Христа Спасителя пресловутым. Был проект сделать в натуральную величину проволочный каркас, а в середине поставить маленькую часовенку. И это была бы символическая память и о соборе, и о его разрушении. Но идея вытеснить память о разрушениях в этом и есть, она была всегда.
И поэтому, конечно, восстановление Иверских ворот, храма Христа Спасителя, вообще весь этот… вся культура создания макетов в натуральную величину – она была направлена на то, что ничего советская страна не уничтожала, она всегда была прекрасной, и именно про уничтожение надо забыть; что всё хорошее, что у нас было, – оно так и осталось.
Конечно, идея была подвинуть очень осторожно по дате, чтобы оставить это вокруг школьных каникул, чтобы люди минимально это заметили, чтобы можно было всё это традиционно чуть-чуть… В результате, конечно, дата получилась неправильная, потому что разница в XVII веке была 10 дней, а не 13, как в ХХ, поэтому праздновать, вообще говоря, надо было 1 ноября, вот то, что празднуется в этот день, а не 4-го. Но это бог с ним, это действительно ерунда, которая никого не волнует.
Гораздо более существенным было то, что символическая емкость события определенная. И что случилось в этот день? Это день, когда та государственная элита, боярская и так далее, которая присягнула королевичу Владиславу, была изгнана народным возмущением из Кремля. Собралось, значит, какое-то объединение казаков, ополченцев и так далее. Это не совсем то, что власть собиралась праздновать. У них были какие-то другие мысли в голове, когда они подыскивали срочно дату, которую можно было бы спихнуть на ноябрь. И в результате праздник символически завис.
Для радикальной националистической оппозиции он оказался очень удобен. Она его мгновенно подхватила. Ну как всегда, с символическими смыслами сделать это можно было. И дать специальный замечательный праздник националистам, очень хороший и удобный. Отменить это обратно нельзя, потому что если он перестанет быть государственным праздником, он всё равно останется, день-то останется, отмечать-то его уже можно, уже есть традиция, уже наработались символические смыслы вокруг него и так далее. То есть идеологический аппарат власти сделал огромный подарок такому радикальному националистическому движению.
В советское время о репрессиях нельзя было говорить. Это было запрещено. Это проскальзывало, но это была черная зона. Сейчас о них не только можно говорить – о них говорят непрерывно. Официальная пропаганда всё время рассказывает про то, что людей репрессировали.
С другой стороны, эта репрессивность нормализована. Да, вот у нас было. Да, были недостатки. Нормально, мы знаем, мы признаем, что что-то иногда было не так, но в целом была великая страна, невзирая на это. Это совершенно артикулировано, вписано и введено.
Задача вот этой вот официальной, так сказать, двойственности сталинской кампании – именно вписать сталинский террор, выписать его из зоны уникальности исторической и, условно говоря, из аналогии с немецким фашизмом, и вписать, как у всех было, как какую-то область насилия. А теперь мы должны, палачи и жертвы, как-то слиться в экстазе, объединиться. Ну бывало. Ну бывало, ну забудем и простим, и так далее.
И действительно, в общем, с тезисом, что в каждой стране есть какие-то кровавые страницы и внутренние тяжелые конфликты, поспорить невозможно. История полна вообще крови и так далее. Вопрос действительно в том, как мы воспринимаем этот сталинский террор: как нечто совершенно переходящее рамки возможного, нормализуемого и так далее или как «ну да, ну всякое бывает».
И вот суть, логика этой официальности – направить сюда. Поставим памятник Дзержинскому, памятник репрессиям и обнимемся; пускай все обнимутся – потомки убитых и потомки убийц, ничего, мы одно государство.
Для гуманитарной сферы, конечно, ситуация полного невмешательства государства... я бы даже не сказал, что она более благотворна, – она вообще единственно возможна. Если государство начинает вмешиваться, то гуманитарная сфера может существовать только в режиме выживания. Как, собственно, и было всё советское время. Я помню, как я выбирал собственную сферу занятий. Я хотел заниматься историей русской культуры тоже по политическим соображениям, поскольку знал, что за границу никогда не поеду в жизни в советское время, и поэтому нельзя будет ничего как следует изучать на месте. Поэтому, кроме русской, альтернативы нет – меня заперли.
Но кроме этого, значит, рассуждение мое было совершенно рациональным. ХХ век – out of the question, невозможно об этом даже думать, потому что это понятно, идеология. XIX век – это все-таки слишком близко тоже, там Ленин высказывался, пятое-десятое. А наоборот, если залезть слишком глубоко, там начинается проблема религии. Историю древнерусской культуры нельзя изучать без религиозной сферы, а это тоже плохо.
И вот относительно что-то в XVIII веке можно было такое найти, ни туда и ни сюда, где это, значит, государство волновало меньше, поэтому оно меньше простирало туда руку.
Невзирая на чудовищное недофинансирование, на бедность, на институциональный распад... кроме того, все институты, оставшиеся от советского времени, не были приспособлены к тому, чтобы жить в каких-то других условиях. В них всех была генетически заложена та структура, которая их создала.
Тем не менее немедленно начался бурный расцвет, создание новых институциональных форм, в особенности там, где это не требовало очень больших капиталов. В капиталоемких сферах было хуже, а в сферах относительно дешевых инвестиционно было гораздо интереснее и лучше.
Да, действительно, не было создано институтов независимого финансирования культуры. Плюс к тому не был предпринят ряд очевидных мер, которые вообще никаких усилий не требовали. Я не знаю... для науки не была ликвидирована система государственных аттестаций. Это можно было бы сделать если не одним росчерком пера, то коротким… Но это осталось, и оно продолжает душить все научное развитие до сегодняшнего дня.