Юрий Сапрыкин выбрал самые важные книги, фильмы и альбомы, вышедшие в СССР и России за последние 30 лет.
Книги
Владимир Сорокин. «Роман»
Деконструкция не просто полумертвого советского дискурса — но классического русского текста, русского идеала, русской идиллии. Возможно, самое радикальное произведение Сорокина.
Дмитрий Галковский. «Бесконечный тупик»
Роман-гипертекст, сканирующий, подвергающий сомнению, перекраивающий и сшивающий заново всю русскую мысль.
Виктор Астафьев. «Прокляты и убиты»
Самая правдивая и страшная книга о войне; детальное описание невообразимого ада, стоящего за фразой «деды воевали».
Фильмы
«Маленькая Вера». Режиссер Василий Пичул
История беспутной оторвы из рабочих кварталов Мариуполя, жестокий реализм без компромиссов — и с немыслимым для советского кино уровнем откровенности.
«Астенический синдром». Режиссер Кира Муратова
Opus magnum Киры Муратовой, парад одновременно узнаваемых и невообразимых типажей, находящихся за гранью то ли нервного срыва, то ли здравого смысла, то ли самой жизни. Энциклопедия эпохи распада.
«Город Зеро». Режиссер Карен Шахназаров
Одиссея инженера Варакина, оказавшегося в позднесоветском зазеркалье. Вершина отечественного абсурдистского кино. Конспирологи из патриотического лагеря считали, что в фильме аллегорически зашифрован сценарий распада СССР.
Альбомы
Борис Гребенщиков. «Русский альбом»
Страстное и страшное возвращение к корням — после распада «Аквариума», Союза и всей привычной ткани жизни.
«Егор и Опизденевшие». «Сто лет одиночества»
Альбом, обвенчавший мировую психоделическую традицию с русской экзистенцией, лучшая из работ Егора Летова — и лучшее, что сделано в русском роке вообще.
«АукцЫон». «Птица»
Самый популярный и абсолютно непревзойденный альбом группы, ставшей голосом молодой постсоветской интеллигенции. Поэзия русского абсурда, увиденная через оптику заокеанского авант-рока — и доведенная до отточенности поп-хита.
Книги
Виктор Пелевин. «Чапаев и пустота»
Роман, в котором есть анекдоты про Василия Иваныча, балтийский чай, командирская зарука, дзен-буддизм и практически ничего про 90-е (кроме вставной новеллы про бандитов у костра). Роман, в котором 90-е точнее всего отразились.
Борис Акунин. Первые шесть романов фандоринского цикла
Обновить жанровый канон, создать нового героя в негероическое время, предъявить крайне привлекательную и едва ли не новую национальную шкалу ценностей — всё это идеально удалось Акунину на первом этапе фандоринского марафона, от «Азазеля» до «Коронации».
Александр Чудаков. «Ложится мгла на старые ступени»
Почти мемуарный роман заслуженного филолога, учебное пособие, как быть счастливым в нечеловеческих обстоятельствах, инструкция по выживанию в России.
Фильмы
«Брат». Режиссер Алексей Балабанов
Юноша с пухлыми губами, обезоруживающей улыбкой, «Наутилусом» в наушниках и обрезом за пазухой — последний герой российского кино, на которого хотелось быть похожим. Фильм, который сделал Бодрова-младшего звездой и зарезервировал Балабанову место в пантеоне великих.
«Окраина». Режиссер Петр Луцик
Стилизация под советское кино 30-х, сказ о том, как мужики порвали глотку буржуинам и вернули эту землю себе, лебединая песня лучших кинематографистов 90-х — Петра Луцика и Алексея Саморядова.
«Бумер». Режиссер Петр Буслов
Самое безжалостное и отчаянное кино про бандитов, хроника банальности зла на Cреднерусской возвышенности, реквием по лихим 90-м.
Альбомы
«Мумий Тролль». «Морская»
Лукавая ухмылка на хмуром лице русского рока. Альбом, с которого началась новая эпоха в российской популярной музыке.
«Ленинград». «Мат без электричества»
Похабная ухмылка на хмуром лице русского рока. Альбом, с которого еще раз началась новая эпоха.
«Гражданская оборона». «Долгая счастливая жизнь»/«Реанимация»
Эпическая дилогия лучшей русской рок-группы о смерти, бессмертии и о том, ради чего только стоит жить.
Книги
Михаил Гиголашвили. «Чертово колесо»
Виртуозно сконструированное многофигурное полотно из жизни наркоманов и ментов в Грузии времен позднего застоя.
Захар Прилепин. «Обитель»
Самый популярный роман 2010-х — эпопея о Соловецком лагере особого назначения, о круговороте зла как матрице русской жизни, где главный смысл — пока другие умирают сегодня, исхитриться отложить собственную гибель на потом.
Евгений Водолазкин. «Лавр»
Житие праведника в России XV века, роман, в котором средневековые архаизмы перемешаны с современным бюрократическим жаргоном, а прошлое в чем-то неотличимо от настоящего.
Фильмы
«Свободное плавание». Режиссер Борис Хлебников
Наивная и обаятельная история взросления в ландшафте депрессивного российского региона.
«Груз 200». Режиссер Алексей Балабанов
Самое страшное кино про русский мир, осиновый кол в гроб советского — который в середине 2000-х как раз начал восставать из мертвых.
«Левиафан». Режиссер Андрей Звягинцев
Безжалостное исследование русской жизни на фоне северных пейзажей, одновременно семейная драма, социальное разоблачение и экзистенциальная трагедия.
Альбомы
Земфира. «Вендетта»
Самый взрослый и глубокий альбом лучшей певицы России XXI века.
«Кровосток». «Река крови»
Зачитанные с предельно отстраненной интонацией тексты про насилие, секс, наркотики и еще раз насилие, начало новой эпохи в русском хип-хопе, для которого больше нет запретных тем.
Муджус. «Downshifting»
Завернутые в актуально-электронную звуковую упаковку гимны очередного заблудившегося поколения — о любви и печали, о юности и неизбежности взросления.