Текст

Десятников/Сорокин. Дети Розенталя

Опера Леонида Десятникова и Владимира Сорокина «Дети Розенталя», поставленная Большим театром в 2005 году, замечательна многими обстоятельствами. Это, видимо, единственная опера в новейшей России, постановка которой вызвала обсуждение за пределами круга любителей оперы. Это редкая попытка средствами литературной и музыкальной игры сдвинуть представления слушателя о темах, которые в принципе могут быть предметом интереса авторов академического музыкального произведения, — среди них теперь и бытовая «низкая» реальность, и научно-фантастический сюжет, и популярная музыка прошлых лет. Наконец, это просто честное намерение авторов впервые за несколько десятилетий предложить публике в качестве шлягеров несколько оперных арий. ОУ предлагает ознакомиться с картиной Площади Трех Вокзалов в 1993 году в либретто, написанном Сорокиным.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

ТРЕТЬЯ КАРТИНА

1993 год. Площадь Трех Вокзалов в Москве. Люди с поклажей, спешащие к поездам, таксисты и ломщики, ищущие пассажиров, проститутки, наперсточники, побирушки, пьяницы и бомжи; длинные ряды торговцев с рук, продающих еду, одежду, дешевую водку и всякую всячину.

ОТЪЕЗЖАЮЩИЕ:
Торопись, торопило,
Торопись, торопило,
Торопихо-торопа,
Торопихо-торопа!

ТАКСИСТЫ:
Прокатим да по Москве по матушке!
Прокатим да по Белокаменной!
Незадорого — за тыщу рублев!

БЕЖЕНЕЦ:
Подайте беженцу копеечку, Христа ради!

НАПЕРСТОЧНИКИ:
Лохотрон, лохотрон!
Круть-верть! Круть-верть!

БОМЖ:
Ай, незнамо за что!
Ай, набили мордушку,
Ай, отбили поченьки,
Ай, разбили вдребезги
Ай, четвертинку «Жириновочки»!
Ай, будьте прокляты, ироды!
Ай, будьте прокляты, окаянные!

ПРОСТИТУТКИ:
Приголубим бела лебедя,
Приласкаем ясна сокола.
Очи черные, руки нежные,
Губы жаркие, ненасытные!
На быстру любовь тороватые!

ТОРГОВЦЫ:
Покупай, люд честной,
Исподнее, нательное,
Казенное, рукодельное,
Съедобное, питейное!

ОТЪЕЗЖАЮЩИЕ:
Торопись, торопило, etc.

ТАКСИСТЫ:
Прокатим да по Москве etc.

БЕЖЕНЕЦ:
Подайте беженцу копеечку etc.

НАПЕРСТОЧНИКИ:
Лохотрон etc.

БОМЖ:
Ай, незнамо за что etc.

На середину площади выходят пять дублей: Вагнер с тубой, Чайковский с кларнетом, Моцарт с флейтой, Верди с арфой и Мусоргский с большим барабаном.

ЧАЙКОВСКИЙ, МУСОРГСКИЙ:
Господа и дамочки!

МОЦАРТ, ВЕРДИ:
Друзья да товарищи!

ЧАЙКОВСКИЙ, МУСОРГСКИЙ:
Граждане московские да российские!

ВАГНЕР, МОЦАРТ:
Побродяги да бомжи бездомные!

ВЕРДИ, МУСОРГСКИЙ:
Непорочные девушки и матери!

ВАГНЕР, ЧАЙКОВСКИЙ, МУСОРГСКИЙ:
Не угодно ли вам прослушати…

МОЦАРТ, ВЕРДИ, МУСОРГСКИЙ:
…необычное выступление?

ТАНЯ, БЕЖЕНЕЦ, ТОРГОВКА, ПАССАЖИР, БОМЖ:
Что поете вы, люди добрые?

ДУБЛИ:
То, что сами, друзья, закажете!

ТОРГОВКА:
Заиграйте плясовую, молодцы!

ПАССАЖИР:
Лучше спойте мне песню попутную…

ТОРГОВКА:
Эх, пошли плясать мои ноженьки!

ПАССАЖИР:
…про вагон голубой с Чебурашкою.

БОМЖ:
А быть может, что-нибудь классическое?

ТАНЯ:
Для души мне спойте, ребятушки!

БЕЖЕНЕЦ:
Про Христа-младенца
С Богородицей!

МУСОРГСКИЙ:
Будет сделано, товарищи!

Мусоргский взмахивает колотушкой. Дубли как бы играют на своих музыкальных инструментах.

МУСОРГСКИЙ:
Как во славном городе,
Во Москве-столице
Три бездомных пса
Шли воды напиться
Во полуденный час.
Один — белый пес.
Другой — черный пес.
Третий — красный пес.
На Москву-реку пришли,
Место тихое нашли
Во полуденный час.
Стал пить белый пес —
Побелела вода.
Стал пить черный пес —
Почернела вода.
Стал пить красный пес —
Покраснела вода.

ВАГНЕР, ЧАЙКОВСКИЙ, МОЦАРТ, ВЕРДИ:
Потряслась земля!
Солнце скрылося!
Место лобное развалилося!
Развалилося, разломилося,
Теплой кровушкой окропилося!

МУСОРГСКИЙ:
А с небес глас громовый послышался:
«Тот, кто был палачом, —
Станет жертвою!
Час грядет
Воздаянья великого!»

Слушатели аплодируют дублям.

ВАГНЕР, МУСОРГСКИЙ:
Кому не жалко копеечки — мечи сюда!

Вагнер и Мусоргский с шапкой обходят площадь. В шапку сыплются монеты. Торговцы и таксисты запевают украинскую песню. Моцарт подходит к Тане.

ТОРГОВЦЫ, ТАКСИСТЫ:
Ой, піду я в ліс по дрова,
Назбираю лому.
Завів мене,
Завів мене чужий розум
На чужу сторону.
А на чужій сторононьці
Ні батька, ні неньки,
Тільки в саду,
Тільки в саду вишневому
Співа соловейко…

ТАНЯ:
Спасибо, сокол залетный,
Спасибо, друг мой любезный!

МОЦАРТ:
Да неужто понравилось?

ТАНЯ:
Ой, понравилось, не совру тебе.
Чисто поете вы, лихо играете!

ТОРГОВЦЫ, ТАКСИСТЫ:
Співай, співай, соловейко,
Всіма голосами,
А я піду,
А я піду в сад вишневий
Заллюся сльозами…

ТАНЯ:
Растревожили мою душеньку,
Размочалили сердце каменное!
Все трясутся поджилочки,
Да колени дрожат.
А в груди стучит, словно молотом!

МОЦАРТ:
А как звать тебя, чернобровая?

ТАНЯ:
Татьяной.

МОЦАРТ:
А меня кличут Моцартом.

ТАНЯ:
Ну и прозвище!
Сам придумал ты?

МОЦАРТ:
Нет, то сказка уж старая…

ТОРГОВЦЫ, ТАКСИСТЫ:
Ой, зірву я з рожі квитку
Та й пущу на воду.

ВАГНЕР (считает деньги):
Маловато нам голь отвалила…
В переходе на Тверской
поболе кидают.

ТОРГОВЦЫ, ТАКСИСТЫ:
«Пливи, пливи,
Пливи, пливи,
З рожі квитка,
Аж до мого роду».

МУСОРГСКИЙ:
Полно, брат, жабу-то давить!
Бабла довольно выпить и откушать.
Айда скорей в тошниловку, друзья!

ТОРГОВЦЫ, ТАКСИСТЫ:
Плила, плила з рожі квитка
Та й на воді стала…

ВАГНЕР:
Mein Gott, как этот город
Не люблю я.
Нелепых понастроили домов…

ТОРГОВЦЫ, ТАКСИСТЫ:
Вийшла мати,
Вийшла мати
Воду брати —
По квитці впізнала.

МУСОРГСКИЙ:
Здесь денег —
просто куры не клюют.
А водки столько,
что не выпьет вся Европа!
Ох, видит Бог,
напьемся мы сегодня!

МОЦАРТ (берет Таню за руку):
Татьяна, ты…
пойдешь с нами?

ТАНЯ:
Может, и пойду.

МУСОРГСКИЙ:
Храни Господь тебя, девица!
Ну что ж, теперь не грех и выпить.
Айда в кабак, друзья!

ДУБЛИ (кроме Моцарта):
А пойдем во кабак,
Разгуляемся!
Ой, ой, ой, ой,
Ахти ж ли, ахти ж ли!
А пойдем во кабак,
Распояшемся!
Ой, ой, ой, ой,
Ахти ж ли, ахти ж ли!

ХОР:
Ой!

ДУБЛИ:
А пойдем во кабак,
Разбахвалимся!
Ой, ой, ой, ой,
Ахти ж ли, ахти ж ли!
А пойдем во кабак,
Распихаемся!
Ой, ой, ой, ой,
Ахти ж ли, ахти ж ли!

ХОР:
Ой!

ДУБЛИ:
А пойдем во кабак,
Расцелуемся!
Ой, ой, ой, ой,
Ахти ж ли, ахти ж ли!
А пойдем во кабак,
Распечалимся!
Ой, ой, ой, ой,
Ахти ж ли, ахти ж ли!

ХОР, ДУБЛИ:
Ой!

Вагнер, Мусоргский, Верди, Чайковский и вся толпа уходят. Моцарт и Таня остаются одни.

Фотография на обложке:
Показ оперы «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина в Большом театре, 2005 год /
Classical Music News