По просьбе ОУ Борис Кагарлицкий составил список из пяти главных книг, посвященных природе и особенностям демократического правления.
1. Ксенофонт. Сократические сочинения / пер., статья и комм. С. И. Соболевского. М.: Academia, 1935.
Многообразное литературное наследие Ксенофонта включает, помимо его самого известного текста «Анабасис» (или «Поход Кира»), так называемые «Воспоминания о Сократе», где личности философа уделяется больше внимания, чем собственно его учению. Тем не менее именно здесь Ксенофонт передает в лицах знаменитый диалог лидера афинской демократии Перикла и его воспитанника Алкивиада о логических ошибках в политическом обосновании демократии.
2. Алексис де Токвиль. Демократия в Америке / пер. с фр. В. П. Олейника, Е. П. Орловой, И. А. Малаховой, И. Э. Иванян, Б. Н. Ворожцова; предисл. Г. Дж. Ласки; комм. В. Т. Олейника. М.: Прогресс, 1992.
Официальным поводом для визита в США Алексиса де Токвиля в 1831 году было изучение пенитенциарной системы, однако значительно больший резонанс имело изложение им основ демократии и дискуссия о ее будущем в двухтомном трактате, изданном в 1835–1840 годах. Первый том, где восхищение свободами перемежается тревогами по поводу «тирании большинства» и торжества эгоизма на фоне погони за комфортом, напугал Пушкина и Чаадаева, но воодушевил Герцена и чуть позже — Салтыкова-Щедрина, насмехавшегося, впрочем, над российской репутацией идей Токвиля в «Дневнике провинциала в Петербурге».
3. Карл Маркс. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 39 т. М.: Политиздат, 1955–1974. Т. 8. 1958.
Публицистический памфлет написан по горячим следам переворота, который произошел в Париже в декабре 1851 года. Маркс цитирует ставшее нарицательным число второго месяца французского революционного календаря, когда к власти пришел Наполеон Бонапарт. Его племянник завладевает единоличной властью при помощи «прямой демократии», но также имея вполне диктаторские цели. В работе анализируются инфляция и дискредитация революционных идей, поставленных на службу консервативному популизму.
4. Эрих Фромм. Бегство от свободы / пер. с англ. А. И. Фета. М.: Прогресс, 1989.
Социальный философ, психолог и психоаналитик, входивший в круг Франкфуртской школы, Эрих Фромм возлагает ответственность за кризис европейской цивилизации на буржуазный индивидуализм, воспитывавшийся начиная с Лютера и Кальвина. Мысль о том, что стремление к самореализации и культ успеха оборачиваются одиночеством и опустошенностью, оказалась близка советской интеллигенции. Перевод, сделанный известным математиком и диссидентом Абрамом Фетом около 1980 года, был одной из самых популярных книг эпохи самиздата.
5. Колин Крауч. Постдемократия / пер. с англ. Н. В. Эдельмана. М.: Высшая школа экономики, 2010.
На смену режимам, которые, по крайней мере, искренне считали себя демократиями, приходят гибридные формы правления, в которых находится место фрагментам самых разных политических систем. Возникнув по аналогии с постиндустриальным обществом и постмодернизмом, постдемократия больше напоминает олигополию, где решения остаются за крупными корпорациями, а пассивное население занято проблемами повседневного потребления, уровень которого повышается год от года.