Специально для ОУ Василий Корецкий вспомнил, как развивалась тема тела в советском и постсоветском кинематографе.
Восточный коридор. 1966
Режиссер Валентин Виноградов
Канонический пример визионерского киноавангарда, контрабандой протащенного в кино про борьбу с немецко-фашистскими захватчиками (фильм сокурсника Тарковского и Шукшина был снят в Белоруссии, где под прикрытием партизанфильма вообще было сделано немало неординарных картин). «Восточный коридор» — редкий пример высокого нациксплуатейшена: зверства фашистов и их пособников в оккупированном белорусском городке сняты с видимым наслаждением фактурой брусчатки, заброшенными костелами и серой униформой белокурых карателей. Виноградов умудряется эротизировать даже Холокост, превратив эпизод уничтожения евреев в каком-то туманном водохранилище в дефиле ню. Разумеется, фильм был положен на полку.
Экипаж. 1979
Режиссер Александр Митта
Первый раз в кровати с Александрой Яковлевой (пока еще стыдливо прикрытой рубашкой) современный и независимый герой Леонида Филатова оказывается уже на 20 минуте. Но настоящая дольче вита начинается 20 минут спустя, когда героиня Яковлевой отбрасывает все сомнения и одежды. Мигает светомузыка, звучит легкая и непринужденная эстрада, в полутьме сияют золотые рыбки и прелести советской артистки. Впрочем, никакого особо эротизма в этих беспрецедентно откровенных для советского кино сценах нет. Для режиссера Митты, всегда мечтавшего о голливудском размахе, секс (точнее, посткоитус) в кадре служит еще одним высокобюджетным аттракционом и показателем высокого класса производства, таким же как возможность спалить в кадре целый авиалайнер.
Лесная песня (Мавка). 1981
Режиссер Юрий Ильенко
Чистая любовная лирика, без эксцессов, но с постоянным эротическим фоном. Ласковый национализм Юрия Ильенко, главной фигуры украинского поэтического кино, кажется тут даже более подрывным, чем собственно легкая сказочная эротика. Снимая фильм по мотивам драмы Леси Украинки о мавках и русалках, Ильенко наряжает своих актрис в полупрозрачную марлю, правда, скорее подчеркивающую, чем скрывающую подробности их анатомии. Имеется и сцена полного и стремительного обнажения актрисы Ефименко — разумеется, полностью оправданная логикой сюжета и художественной необходимостью.
Маленькая Вера. 1988
Режиссер Валерий Пичул
Фильм, показавший всему миру, что в СССР секс все-таки есть, конечно, не мог обойтись эвфемизмами. Маленькая, но накрашенная как большая Вера бегает в обклеенную газетами комнату студента Соколова, туда, где бьется сексуальный пульс общаги, и предается с ним безоглядному, безыдейному и безответственному сексу по любви. По всей видимости, именно за эту страстность фильм Пичула стал известен как первый советский фильм с откровенной репрезентацией непосредственно полового акта, а актриса Наталья Негода получила прозвище русской Мерилин Монро. И немедленно уехала в Америку сниматься для «Плейбоя».
Сто дней до приказа. 1990
Режиссер Хусейн Эркенов
Еще один секс-символ поздней перестройки — Елена Кондулайнен. В сюрреалистическом наборе эпизодов из абсурдной и печальной солдатской жизни (именно в него превратилась в руках дебютанта Эркенова злободневная проза Юрия Полякова) она играет роль женщины-капитана, настоящей волчицы СА, ни с того ни с сего купается голой в огромном армейском бассейне, а после, в одних сапогах и портупее на голое тело, является в кошмарно-эротических снах рядовым. Сцена с Кондулайнен в бассейне стала хрестоматийным примером эротики в перестроечном кино. При этом огромное количество гомоэротических сцен (армейский материал располагал к ним как нельзя лучше) почему-то прошло мимо неискушенного советского зрителя.
«Ивин А.». 1990
Режиссер Игорь Черницкий
Эта зрительская неискушенность позволяла режиссерам 1990-х невероятные по нынешним временам вещи. Вот еще одна армейская дичь — гомоэротика под маской гуманизма и солдатских снов. Рядовой Ивин из ВОХРа отказался стрелять в бегущего с зоны преступника, и теперь его везут на машине под трибунал. В дороге арестант сходится со своим конвоиром, старлеем Наротьевым (его играет сам режиссер), и между ними вспыхивает настоящий броманс , усугубленный совместным купанием в речке и шумными играми на берегу (разумеется, без трусов). Для приличия в фильм добавлено немного голых купальщиц, которых солдатики шумно гоняют по мелководью — для того только, чтобы, умаявшись от бега, завалиться вдвоем на песок. Да, было время, когда русское кино могло сделать Тома оф Финланда даже из рассказа Анатолия Кима.
«Дикий пляж». 1990
Режиссер Наталья Киракозова
Лютый перестроечный трэш, центральной темой которого становится групповое изнасилование знойной блондинки (Елена Внукова) на пляже компанией собутыльников ее же бойфренда, среди которых особенно выделяется герой Алексея Гуськова в джинсе, с дефицитным Pall Mall’ом и фаллической пачкой червонцев в плавках. Для пущего накала сладкого ужаса в сюжет введена еще фигура солдата-пограничника, наблюдающего за свирепой оргией со своей сторожевой вышки.
Обнаженная в шляпе. 1991
Режиссер Александр Полынников
Приключения начинающего эротического фотографа (Алексей Серебряков) в стране голых поп. Дикий сюжет, задействующий банду рэкетиров в противогазах и расследование киднеппинга посредством съемок обнаженных натурщиц, был встречен критикой с восторженным преклонением: в рецензиях на эротическую комедию Полынникова встречались слова «бескорыстная красота», «чудо природы». Картинки с изображениями всех чудес природы из фильма стали феноменом массовой культуры 90-х: обнаженную в шляпе и ее подруг печатали на постерах, календарях и пакетах.
СекСказка. 1991
Режиссер Елена Николаева
Еще одна чудесная трансформация Большой Литературы в шедевр категории «Б». В руках Елены Николаевой (в 2000-х она переориентируется на «доброе кино») «Сказка» Владимира Набокова превратилась в куртуазный трэш и угар. Тут Гурченко склоняет Сергея Жигунова соблазнить за ночь четное количество женщин и тот, конечно же, соглашается. Дальше следует каталог любовных забав, в какой-то момент в постели с женщиной оказывается сама Гурченко, после Жигунов переодевается в ее платье и стонет под твердой рукой доминатрикс (переодетой в мальчика и со стеком). Шампанское льется на груди, валит искусственный дым, мерцают отблески свечей на восковых фруктах…
Паук. 1991
Режиссеры Владимир Кайяк, Василий Масс
Ночью девушку Виту (Аурелия Анужите) пенетрирует гигантский паук. А днем к ней пристают художник, рисующий макабрические ню на средневековые темы (Любомирас Лаучавитюс), и милый юноша в модной рубахе. Вита выбирает молодость, но богемный друг (нетрудно догадаться, что он и есть ночное чудовище) не отступает. Редкий пример постсоветского эротического хоррора. Для пущей важности авторы ссылаются в эпиграфе на Фрейда, увязывавшего секс и страх.
Про уродов и людей. 1998
Режиссер Алексей Балабанов
Первое (и последнее) изображение парафилий в российском киномейнстриме (тема сексуальных девиаций вообще богато представлена в творчестве Балабанова: « Груз 200» полон адских сексуальных сцен, а в первоначальном драфте сценария «Брата» подруга Данилы из трамвайного депо сожительствовала с тощим садистом, залезала по его команде в собачью будку и висела на крюке от люстры). Источником вдохновения для режиссера стало знакомство с коллекцией ранней порнографии одного из европейских музеев секса. Увиденное там Балабанов с дотошностью энтомолога перенес в обстоятельства Петербурга рубежа XIX–XX веков — изображенный с бесстрастностью Крафт-Эбинга садомазохизм здесь смешивается с новейшими технологиями (синематограф) и ярмарочными увеселениями (цирк уродов). Строгая, вирированная картинка словно пытается сдержать разгул ненормативной плоти: сиамские близнецы, вуайерист-порнограф Иоганн, растленные дамы — все они кажутся звеньями одного механизма желания, скованного условностями культуры, но уже готового разнести ее вдребезги.
Изображение на обложке: кадр из фильма «Паук», реж. Владимир Кайяк и Василий Масс, 1991 год / Рижская киностудия