ОУ публикует главку «Анализ патриархата» из книги социологов, профессоров Европейского университета в Санкт-Петербурге Елены Здравомысловой и Анны Тёмкиной «12 лекций по гендерной социологии».

Главная идея радикального феминизма и феминизма различий заключается в том, что основа патриархата и свойственного ему угнетения женщин коренится в сфере приватности и интимности. Отношения, сложившиеся в сексуальной и репродуктивной жизни, интерпретируются как основа гендерной организации общества, как базис гендерного порядка. Если сексуальная жизнь и репродуктивная сфера организованы так, что женщина в них является объектом, используется и эксплуатируется, то и в других сферах воспроизводится патриархат. Лозунг феминизма звучит так: «Личное — это политическое», поскольку патриархатные механизмы воспроизводятся именно в частной сфере, именно она должна стать объектом исследовательской и политической критики. Центральными проблемами исследования становятся особенности женского опыта: сексуального, репродуктивного, заботы и воспитания, угнетения патриархатным обществом, страдания и, наконец, совместной борьбы в женском движении и переосмысления женской роли.

Патриархат как система мужского господства воспроизводится посредством государства, семьи, разделения труда, религии, системы образования и других социальных институтов. Исследователи обращают внимание на то, что, несмотря на политику равноправия полов и массовое вовлечение женщин в сферу оплачиваемой занятости в 1980-е годы, их подчиненное положение воспроизводится в самых разнообразных контекстах. Гендерное неравенство существует, несмотря на политику квот, создание женских партий, программ равных возможностей в различных учреждениях и пр. Вторичный статус женщины сохраняется, существуют культурные контексты, в которых сексизм, контроль и предписания половых ролей по-прежнему остаются приемлемыми и не вызывают критики.

«Патриархальная сделка» — гарантии защиты и безопасности представителей низших статусных групп в условиях патриархата, получаемая ими в обмен на подчинение предписанным ролям и соблюдение существующих гендерных границ.

Исследователь глобального неравенства шведский социолог Горан Терборн выстраивает политическую и историческую географию патриархатов, различая их по критерию устройства частной сферы. Под «классическим патриархатом» Терборн понимает семейный уклад, предполагающий безусловную власть старшего мужчины (отца) в семье, определяющее влияние родителей на заключение браков, главенство мужа над женой и вторичный статус дочери по сравнению с сыном. При классическом патриархальном порядке организующей структурой является половозрастная иерархия. С точки зрения Терборна, в результате эмансипации и последующего консервативного ренессанса в современном мире (в конце ХХ века) можно выделить три основных типа гендерного порядка: постпатриархат, неопатриархат и промежуточный тип. К постпатриархатным обществам относятся Северная Америка, Латинская Америка с некоторыми исключениями, Япония, Корея, Океания, в основном Восточная Европа и Россия. Такой гендерный порядок предполагает, что женщины обладают автономией (правом голоса и независимого решения), они в экономическом и властном отношении относительно независимы от родителей и мужей, достигается равенство прав мужчин и женщин в семье. Женщины обладают публичной властью (несмотря на то что продолжает сохраняться неравенство в публичной сфере). Ареал распространения неопатриархатных обществ включает большинство мусульманских стран, Индию, сельские области Китая, некоторые регионы Латинской Америки. В неопатриархатных обществах женщины лишены автономии и доступа в публичную сферу, они могут пользоваться только скрытыми рычагами приватной власти — манипуляциями. В обществах промежуточного типа — Южная Азия, Южная Африка, Турция, Западная Африка — возникают разные конфигурации гендерной власти.

Для анализа баланса власти и тактик сопротивления патриархату используется понятие «патриархальная сделка», предложенное Д. Кандиоти. Согласно Кандиоти, отношения господства–подчинения между гендерными группами выгодны для обеих сторон, поскольку подчиненные получают выгоды, мобилизуя имеющиеся у них ресурсы. Ответственность за организацию жизни общины в целом возлагается на старших мужчин. Подтверждая свой статус подчиненных и следуя полоролевым предписаниям, женщины используют разнообразные стратегии, стремясь максимизировать свою безопасность и оптимизировать жизненные шансы. Например, в некоторых мусульманских странах Азии (где девочки выдаются замуж родителями, подчиняются не только мужу, но и старшим родственникам) старшие женщины осуществляют контроль взаимодействия в расширенной многопоколенной семье. Их «ресурсом» является материнское и супружеское влияние, которое они оказывают на сыновей и мужей. Условия патриархальной сделки в современном мире могут оспариваться и переопределяться.

В формировании и поддержании гендерных различий и неравенства существенную роль играет государство, в чем мы убеждаемся при анализе гендерного порядка советских и постсоветских обществ. Государство проводит социальную, демографическую, семейную политику, в ряде случаев поддерживая определенные версии родительских ролей и баланс гендерных предписаний. Государство не является монолитом в осуществлении политики. Оно также не является единственным источником власти, и сопротивление, вызовы и конфликты разных агентов признаются важнейшим предметом исследования феминистской социологии. С другой стороны, государство может осуществлять консервативную политику, запрещая аборты, преследуя гомосексуальность, не поддерживая гендерное равенство.

Источник: Е.В. Здравомыслова, А.А. Тёмкина. 12 лекций по гендерной социологии. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015

Фотография: Москва, 2015 год / Anadolu Agency / Getty Images