ОУ приводит подготовленный Александром Загряжским гид по главным достопримечательностям конструктивистского Свердловска — памятникам советской архитектуры двадцатых-тридцатых годов ХХ века.
Родившийся на заре советской эпохи и подчиненный социалистической идеологии, конструктивизм должен был стать основой создания того самого дивного нового мира. Начало бурных пятилеток совпало с признанием архитектурного стиля как официального государственного. Такие обстоятельства стали возможностью для целой плеяды архитекторов реализовывать смелые проекты по всему Союзу. Одним из мощных центров притяжения для них стал Урал.
Сегодня о конструктивизме в Екатеринбурге говорят часто. Горожане рады узнавать новое о своем городе и активно посещают экскурсии по конструктивистским памятникам, чиновники хотят использовать авангардную архитектуру как способ привлечь туристов, вот-вот должна открыться квартира-музей конструктивизма, а дизайнеры украшений делают кольца в форме Белой башни и колье, повторяющие полукруг здания гостиницы «Исеть».
«Городок чекистов»
Адрес: квартал улиц Ленина — Луначарского — Первомайская — Кузнечная
Годы постройки: 1929–1936
Комплекс зданий в самом центре Екатеринбурга, построенный по проекту архитекторов Ивана Антонова и Вениамина Соколова, изначально носил название «Жилой комбинат НКВД», но в народе получил имя «Городок чекистов». Проект предусматривал создание масштабной системы объектов коммунального и бытового назначения: жилые здания, учреждения культуры, медицинского обслуживания и дошкольного воспитания.
Рабочие дома-коммуны рассматривались в годы советской власти как важное социальное завоевание, порожденное инициативой трудящихся масс. Рабочие считали необходимым исправить несправедливость в распределении жилища и отвергали весь старый бытовой уклад. По заветам коллективизации, советский человек должен был мыться в общественных банях, а обедать — в фабрике-кухне. Поэтому главная особенность этих домов — отсутствие в них кухонь и ванных комнат. В наше время в перестроенных квартирах «Городка чекистов» ванные комнаты, конечно, есть: под них обычно выделяют некогда жилую комнату, благодаря чему у многих в ванных теперь огромные окна.
Архитектурная доминанта «Городка» — выполненная в форме полукруга гостиница «Исеть», бывшее общежитие гостиничного типа. Если смотреть сверху, ее корпус имеет узнаваемую форму серпа, а в прилегающем к ней Доме культуры имени Серго Орджоникидзе (ныне корпус Уральского краеведческого музея) угадывается молот, но официального подтверждения заложенного в проект смысла никогда не было.
Жилые корпуса, расположенные вдоль длинных сторон квартала, развернуты на 10 градусов относительно красной линии улиц, что создает в развитии квартала пространственный ритм и динамику. Бытует устойчивая легенда, что где-то в недрах «Городка чекистов» находятся комнаты для пыток и расстрелов. Но краеведы подчеркивают, что эти слухи никак не связаны с реальностью. По отзывам жильцов перестроенных квартир, сейчас «Городок» находится в состоянии, которое принято называть удовлетворительным. Гостиница оживает от случая к случаю. Например, в сентябре 2015 года в ней прошла Третья Уральская индустриальная биеннале. Будущее «Исети» пока не решено: сейчас гостиница ищет арендатора.
Музей истории и археологии Урала
Адрес: пр-т Ленина, 69/10
Годы постройки: 1929–1936
Музей — еще одна составляющая комплекса «Городок чекистов», которая заслуживает особого упоминания. Некогда здесь находились ДК имени Дзержинского и столовая, где должны были собираться жильцы «Городка». Интересно, что меню зачитывали по внутреннему радио. Обитатели комплекса попадали в столовую из своих домов по специальному переходу и винтовой лестнице, сохранившейся до сих пор. Вообще, лестница клуба является одной из немногих деталей интерьера эпохи советского конструктивизма, сохранившейся до наших дней практически в первозданном виде. Балочное перекрытие тут образует пятиконечную звезду, а сама лестница, вопреки неписаным архитектурным правилам, закручена против часовой стрелки.
По воспоминаниям старожилов, когда построили здание нынешней гостиницы «Исеть», клуб стал и местом для свиданий молодых энкавэдэшников. В гостинице было общежитие для малосемейных чекистов, среди которых в силу специфики профессии было много холостяков. Они приходили в клуб по закрытому переходу между зданиями.
В самом начале 1990-х вышел приказ о передаче здания Свердловскому областному краеведческому музею. Он должен был переехать сюда из церкви Вознесения, которую передали РПЦ. После реконструкции от авангардных интерьеров не осталось и следа. Уцелела только лестница. Сейчас в здании находится краеведческий музей, главная гордость коллекции которого — Шигирский идол, пятиметровая деревянная скульптура, которая в два раза старше пирамид и фараонов. В 2004 году в подвале здания свою первую сцену получил знаменитый уральский драматург Николай Коляда. Судя по его рассказам, там находился огромный тир 100-метровой длины со скошенным потолком, который сужался к концу до полуметра высоты.
Свердловская киностудия
Адрес: пр-т Ленина, 50
Годы постройки: 1929–1933
Прямо напротив «Городка чекистов» находится еще один памятник конструктивизма, некогда — Клуб строителей и Свердловская киностудия, сегодня — торговый комплекс «Сити-центр». Здание — яркий пример клубной постройки конца 1920-х годов: плоские крыши, широкие лестницы, переходы и совершенно загубленное в наши дни внутреннее пространство, до неузнаваемости искаженное мелкими магазинами. Фасад здания, к счастью, удалось сохранить в почти неизмененном виде, правда, чистые геометрические объемы владельцы используют под размещение наружной рекламы.
Здание делится на три части: зрелищную (актовый зал) во внутренней части двора, клубную, размещенную в двух вытянутых объемах, и спортивную. Клуб имел паровое отопление, буфет, театр, кинотеатр, различные секции и кружки; лоджии служили смотровыми площадками. В военные годы в нем стала располагаться Свердловская киностудия. Изначально здание не предназначалось для этих целей, так что при первой возможности интерьеры стали менять, перегородки — сносить, а часть окон заложили. В 1944 году в тыловом Свердловске был снят первый фильм — музыкальная комедия по мотивам австрийской оперетты «Сильва». В тяжелое послевоенное время студия пришла в запустение.
Широкую известность Свердловская киностудия получила в 1950–1970-х годах благодаря новаторским поискам в сфере документального и научно-популярного кино. Один же из самых примечательных проектов студии — дебют Алексея Федорченко в игровом кино, фильм «Первые на луне» (2004 год), рассказывающий историю о подготовке и запуске на Луну первого советского космического корабля с человеком на борту.
Дом печати
Адрес: пр-т Ленина, 51
Годы постройки: 1929–1930
«Уральский рабочий» — одна из самых старых типографий на Урале, созданная в 1926 году. Здание было построено по проекту Георгия Голубева, который позже занял пост главного архитектора Свердловска. Ленточные окна по всей длине здания, опирающийся на столб закругленный фасад и лестничные клетки, вынесенные за пределы здания в полукруглые застекленные во всю высоту «стаканы», — эти конструктивные особенности стали впоследствии классическими для стиля. Но их появление было обусловлено необходимостью: в типографских цехах требуется хорошее освещение в течение всего дня. На трех нижних этажах здания размещалась типография, а на четвертом — издательство и редакции.
В марте 1934 года в Доме печати разместились издательство, типография, редакции газет «Уральский рабочий», «Свердловский рабочий», «На смену!» и фотохроника ТАСС. Во время Великой Отечественной войны обитателям здания пришлось потесниться и освободить помещения для эвакуированных писателей. Здесь по инициативе Александра Фадеева, в то время занимавшего должность секретаря Союза писателей СССР, был организован Литературный центр организации. Именно в этих стенах в военное время работали Агния Барто, Лев Кассиль, Алексей Новиков-Прибой, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян и многие другие. В 2010-м в помещениях Дома печати проходила Первая Уральская индустриальная биеннале, после чего здание практически целиком было отдано в аренду. Сегодня в нем располагаются кафе, рестораны, большой книжный магазин и крупнейший в городе ночной клуб, названный «Дом печати» и занявший бывшее складское помещение. Несмотря на активную джентрификацию здания, большая часть помещений до сих пор пустует.
Главпочтамт
Адрес: пр-т Ленина, 39
Годы постройки: 1929–1934
Дом связи, он же Главпочтамт, расположился в двух кварталах от «Городка чекистов». По заказу Наркомата связи над проектом трудились архитекторы Константин Соломонов и Вениамин Соколов. В 1933 году они спроектировали не просто главную свердловскую почту: в здании были устроены помещения детского сада и яслей, комнаты для кружковой работы.
В здании размещались почтовое отделение, междугородная телефонная станция и телеграф. В отдельном корпусе расположилась городская автоматическая телефонная станция на 10 тысяч абонентских номеров, охватывающая крупнейшие городские учреждения столицы Урала и жилые дома центрального района города. Свою основную функцию Главпочтамт выполняет до сих пор.
Спортивный комплекс «Динамо»
Адрес: ул. Еремина, 12
Годы постройки: 1931–1934
Дом физкультуры «Динамо» на стрелке городского пруда, по форме напоминающий плывущий корабль, построен по проекту Вениамина Соколова, одного из видных представителей уральского конструктивизма. Сходство с судовой архитектурой ему придает сплошное остекление округлого фасада. Остроугольный выступ эркера напоминает нос судна, глухие балконы боковых фасадов — спасательные шлюпки, а надстройка над главным павильоном — строение и контур капитанского мостика. В 1930-е годы над зданием возвышались высокие ажурные радиоантенны, издали похожие на корабельные мачты. Позже они были демонтированы.
В 1980-е годы городские власти планировали снести памятник архитектуры ради возведения монумента погибшим в Великой Отечественной войне. Тогда общественность Свердловска смогла отстоять один из символов города. Сегодня памятник архитектуры, находящийся на балансе Министерства внутренних дел, тоже переживает не лучшие времена. Большинство интерьеров утрачены в процессе ремонтов и перепланировок.
Дом обороны
Адрес: ул. Малышева, 31д
Годы постройки: 1930–1934
Площадку для строительства зданий ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. — Ред.) выбрали в районе старого административного центра города, на месте толкучего рынка, располагавшегося вокруг церкви Великомученика Максимилиана. Спортивному комплексу был отведен квартал в границах улиц Малышева, Воеводина, 8 Марта и проспекта Ленина. Именно на это время — начало тридцатых годов — приходится пик возведения спортивных объектов в Свердловске (комплекс «Динамо», например, строили в 1934 году). Так что и Дом обороны должен был стать мощным символом спорта и непобедимости советской армии и флота.
Изначально проект был очень внушительным. Помимо клуба и спортивного техникума, проектировали жилой сектор, спортивный зал и зрелищный павильон. Кстати, город действительно ждал появления нового городского символа. Планировалось, что комплекс займет весь квартал, а архитектурной доминантой станет гигантский купол, под которым расположится стадион. Полностью реализовать проект не удалось — ограничились клубом и учебным корпусом. В итоге здание клуба решили выполнить в излюбленной форме конструктивистов — в виде корабля. Со стороны улицы Малышева он действительно его напоминает. Кроме того, на крыше выдвинутого вперед первого этажа, образующего нос корабля, установили самолет. Изначально это был первый советский учебный самолет-биплан У-1, позже его заменили спортивным Як-55.
Сегодня здание оказалось зажатым в тиски новостроек, бизнес-центра и вновь возведенной церкви и немного потерялось на их фоне. С другой стороны, Дом обороны нельзя назвать незаметным, и любой желающий может легко ознакомиться с этим памятником конструктивизма, зайти внутрь и даже подняться по лестнице с типичным для этого архитектурного стиля сплошным остеклением.
«Союзхлеб»
Адрес: пер. Банковский, 9
Годы постройки: 1928–1929
Несмотря на то что здание акционерного общества «Союзхлеб» входит в перечень объектов культурного наследия и находится в двух шагах от администрации города, уже десять лет о нем никто не заботится. Ходят слухи о том, что памятник разрушают намеренно, чтобы расчистить место под точечную застройку в центре. Последним обитателем здесь был Свердловский завод медпрепаратов, который выпускал антибиотики, наполняя округу характерным запахом пенициллина.
Планировочные решения здесь характерны для конструктивизма конца 1920-х: диагональное расположение входных помещений и центральной лестничной клетки, зальные помещения первого этажа и коридорный тип планировки в верхних этажах. По форме дом напоминает танк или корабль, однако сегодня сложно судить однозначно, так как формы его несколько размылись: утерян ряд архитектурных элементов и росписей на стенах, а прилегающая территория заброшена.
Внимание общественности к зданию привлек екатеринбургский уличный художник Тимофей Радя, который выбрал его для своей работы «Вечный огонь». С помощью «коктейля Молотова» и плотной ткани были созданы шесть портретов реальных участников Великой Отечественной войны. Эти работы Радя разместил в оконных проемах здания в Банковском переулке.
Общежитие «Уралоблсовнархоза»
Адрес: ул. Малышева, 21/1
Годы постройки: 1930–1933
Многоэтажный дом на одной из центральных улиц города незнающий человек не заметит. Многим горожанам он знаком лишь по расположенному на первых этажах театру «Волхонка». На самом же деле здание бывшего общежития для малосемейных — один из главных памятников конструктивизма Екатеринбурга, построенный по проекту легендарного советского архитектора Моисея Гинзбурга.
Первоначально первого этажа у здания не было: по заветам Ле Корбюзье оно как бы висело на железобетонных колоннах, открывая свободный проход во двор. Вдоль последнего этажа проходила открытая терраса для принятия солнечных ванн. К 1940-м годам первый этаж заложили, отдав площади театру и магазину, а к 1970-м заложили и зону солярия — в итоге здание потеряло свой новаторский вид и стало больше напоминать типовую застройку.
Однако, несмотря на утерянный внешний облик, внутри здание до сих пор осталось примечательным: здесь всего лишь два коридора во всю длину — на третьем и шестом этажах. Отсюда обитатели общежития попадали в свои типовые двухуровневые жилые ячейки типа F. Руководствуясь не только абстрактными творческими поисками, но и идеей коммунальной организации жилья, экономией (как ни странно, иногда даже многоуровневые решения оказываются рациональными), конструктивисты стремились улучшить и санитарные условия. Так, жилая ячейка должна быть не просто большой по площади, но и просторной по объему. Многоуровневая ячейка при определенных недостатках решала эти задачи — большие окна и высокие потолки в общих комнатах и, наоборот, маленькие окна и небольшая высота потолков в помещениях временного пребывания. Сегодня в, как их называли в народе, «эффах» расположены офисы и мастерские членов Союза художников. Большая часть интерьеров утеряна, но несколько ячеек остались почти в первозданном виде. В одной из них в ближайшем году появится музей конструктивизма.
Детский сад «Городка юстиции»
Адрес: ул. Малышева, 2б
Годы постройки: 1932–1934
Детский сад «Городка юстиции» в Екатеринбурге спроектирован для детей жильцов «Городка» и выполнен в форме улитки. Сам «Городок» был построен в 1932–1934 годах и предназначался для проживания судей и работников исправительно-трудовых учреждений. Создавался он на базе городского тюремного замка, построенного еще во второй половине XIX века и получившего после Октябрьского переворота название «Трудовой исправительный дом». Автором проекта, предположительно, считается Сергей Захаров. «Городок» находится в стороне от туристических маршрутов, поэтому даже среди жителей Екатеринбурга мало кто знает о существовании дома-улитки.
Само здание детского сада, к сожалению, сегодня находится в довольно плачевном состоянии; тем не менее оно совершенно точно заслуживает того, чтобы внимательно рассмотреть его архитектуру, свернув с проторенных маршрутов.
Заводоуправление «Уралмаша»
Адрес: ул. Машиностроителей, 19а
Годы постройки: 1933–1935
Здание заводоуправления «Уралмаша» было построено в 1933–1935 годах группой архитекторов во главе с Петром Оранским, молодым выпускником Ленинградского архитектурного института. Ему советская власть доверила проект, о котором мечтает каждый архитектор, — создать город с нуля. В 1928 году Оранский возглавил группу архитекторов, которая занялась проектированием соцгорода Уралмаш. В результате получился образцовый город с лучами улиц, сходящимися на площади Первой пятилетки, где находится проходная завода.
Интересно, что в первоначальном проекте соцгорода «Уралмашзавода» площадь вообще не предусматривалась — три улицы-луча должны были расходиться прямо от проходной завода, причем главная из них, называвшаяся в проекте Осевая, по задумке архитектора, продолжала главный заводской коридор. В итоге Оранский все же предусмотрел создание большой площади у проходной, что обеспечило намного более рациональные пути к заводу и от него.
Пятиэтажный объем здания заводоуправления представляет собой сложную композицию из параллелепипедов с планом в виде буквы F. Главный фасад ассиметричный и состоит из трех частей. Внутренняя планировка — коридорная с залами. Любопытно, что архитектурный образ заводоуправления находится в противоречии с методом его строительства — оно возведено из кирпича с использованием деревянных перекрытий, а по конструктивистскому канону должно было быть построено из железобетона. Изначальный проект здания включал в себя десятиэтажную башню с балконами и смотровыми площадками, откуда бы хорошо просматривались все три улицы-луча, но в итоге задумка осталась невоплощенной. Позднее заводоуправление было соединено переходами с комплексом НИИ Тяжмаша, в результате чего у него появился внутренний двор. Со времени постройки внешний вид здания почти не изменился, за исключением короба с логотипом УЗТМ на крыше.
Дворец культуры УЗТМ
Адрес: б-р Культуры, 3
Годы постройки: 1929–1935
Здание, известное в Екатеринбурге как ДК «Уралмашзавода», было возведено как фабрика-кухня для рабочих по проекту Валерия Парамонова и Моисея Рейшера при участии Белы Шефлера. Сама идея здания принадлежала управляющему «Уралмашиностроем» Александру Банникову. Как писал участник строительства завода и соцгорода Виктор Анфимов, Банников задумал построить большую и максимально механизированную фабрику общественного питания на 100 000 блюд в сутки. Правда, к тому моменту, как здание было достроено, необходимость в нем отпала: к концу 1935 года почти во всех цехах уже были свои столовые, а завтракать и ужинать уралмашевцы предпочитали дома. Идея фабрики-кухни оказалась несостоятельной.
Тогда здание решили перепроектировать под Дом инженерно-технических работников (ДИТР). Про Дворец культуры речи не шло, поскольку по плану создания соцгорода он должен был быть построен буквально через дорогу. Петр Оранский, создатель генплана Уралмаша, взялся за перепроектирование, и в результате в 1935–1936 годах в здании появились колоссального размера зрительный зал на тысячу мест (из-за которого пришлось поднимать кровлю на 1,5 метра), лепнина на колоннах и потолках, помещения для клубных занятий, танцевальный зал, детский клуб, библиотека, небольшой кинозал.
По сути, это был классический дворец культуры, только для тех, кто относился к инженерно-техническим работникам. В феврале 1937-го ДИТР был торжественно открыт, но вскоре переименован в Клуб имени Сталина. Дело в том, что новый ДК так и не построили, лишь заложили фундамент, а культурный центр городу был необходим. Под таким названием клуб просуществовал до развенчания культа личности в 1956 году, после чего был переименован просто в ДК УЗТМ.
С момента постройки здание толком ни разу не реставрировалось и к началу нулевых пребывало в упадке. В 2006 году часть здания была отдана Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ), которая сама отреставрировала свое крыло. К сожалению, в ходе ремонта интерьеры были полностью утрачены.
В 2008 году здание серьезно пострадало от сильного пожара — выгорела почти вся центральная часть, включая тот самый зрительный зал. Что удивительно, здание к тому моменту не значилось в реестре культурного наследия, внесли его только в 2014 году под давлением общественности. Сегодня выжившие части ДК населяют всевозможные секции и кружки по интересам. Удивительно, что интерьеры здесь остались почти нетронутыми: на стенах — соцреалистические картины, окна занавешены когда-то помпезными портьерами багрового бархата, где-то еще висят оригинальные хрустальные люстры. Особого внимания заслуживает почти не тронутая временем лестница с перилами, украшенными сложенным в мозаику мрамором.
Гостиница «Мадрид»
Адрес: б-р Культуры, 1
Годы постройки: 1928–1934
В проектировании гостиницы «Мадрид» участвовал немецкий архитектор еврейского происхождения Бела Шефлер, выпускник немецкой архитектурной академии Баухауз. Он был членом Коммунистической партии Германии и одним из тех немецких архитекторов, кто приехал в СССР на рубеже 1920–1930-х для оказания помощи в создании рабочих поселков при строящихся крупных заводах. В Германии к тому времени уже был накоплен определенный опыт в этом отношении. Совершенно точно известно, что Шефлер участвовал в проектировании старого Дворца культуры Уралмаша и заводоуправления, но потом его имя попытались забыть: в 1942 году Шефлера расстреляли как агента спецслужб Германии, не считаясь даже с тем, что он был евреем и уже по одной только этой причине не мог служить во внешней разведке нацистской Германии. Реабилитировали его только в 1989 году.
Главный фасад гостиницы «Мадрид» имеет форму скошенного угла и выходит на площадь Первой пятилетки. Его боковые крылья идут вдоль улицы Машиностроителей и бульвара Культуры. Здание гостиницы выделяется необычным кирпично-красным цветом: в свое время состав краски был специально разработан в лаборатории «Уралмаша» и оказался необыкновенно удачным с точки зрения стойкости. Архитектурный проект резко отличается от всех сооружений площади красивой штукатуркой, четким ритмом поэтажных балконов, необычным главным входом. Внутри в жилых комнатах потолки украшены лепкой, а во внушительном вестибюле расположена монументальная лестница. Во второй половине 1930-х годов конструктивистский облик был трансформирован за счет оформления фасадов элементами неоклассики: различными ордерными архитектурными деталями, пилястрами и декоративными элементами. По сути, с конца 1930-х здание представляет собой постконструктивистский эклектичный образец с внешней искусственно наклеенной архитектурой. Как и другие памятники конструктивизма, сегодня здание пребывает в неудовлетворительном состоянии, а его помещения пустуют.
«Белая башня»
Адрес: перекресток ул. Донбасской и Культуры
Год постройки: 1929
Эту постройку называют жемчужиной конструктивизма. Форма водонапорной башни, созданная 24-летним Моисеем Рейшером в 1929 году, была полностью подчинена своей функции. При ее строительстве использовались самые передовые на тот момент технологии. В частности, она стала первой железобетонной конструкцией на Урале, а при производстве бака впервые вместо клепки использовалась электросварка. Пилон на первоначальном плане был всего один, но главный инженер «Уралмашинстроя» дорисовал еще два, поскольку несущим качествам железобетона в те годы еще не доверяли. Сам бак на тот момент стал самым большим в мире. По мнению специалистов, изучавших историю сооружения, Рейшер проектировал не просто водонапорную башню, но объект, который должен был стать центром притяжения для всего района Уралмаш. По назначению башню прекратили эксплуатировать в середине 1960-х. Рейшер предлагал превратить постройку в кафе-мороженое с обзорной площадкой, но этот проект так и не был воплощен в жизнь.
Сегодня Белая башня находится в законсервированном состоянии. Летом здесь проводятся экскурсии, лекции и концерты. Здесь несколько раз устраивали фестиваль архитектуры «Белая башня», а в 2014 году прошли «Культурные лаборатории Белой башни» — проект, инициированный группой молодых архитекторов Podelniki совместно с уральским филиалом Государственного центра современного искусства и при поддержке Министерства культуры. Целью лабораторий было совместными усилиями определить, как можно превратить памятник архитектуры в живую функционально наполненную площадку.
Автор: Саша Загряжский
Фото: Svetlov Artem/Wikimedia Commons