Статья

Нижегородская архитектурная школа девяностых — российский феномен

ОУ приводит материал нижегородского онлайн-издания «ИЛИ», посвященный российскому феномену 1990-х годов — нижегородской архитектурной школе — и его творцам, нижегородским архитекторам Александру Харитонову и Евгению Пестову.

Архитектуру Нижнего Новгорода девяностых годов считают своеобразным феноменом. В 1998 году критик Григорий Ревзин назвал город столицей архитектурного зодчества. Здания, спроектированные в этот период, стабильно брали первые места на российских фестивалях. Барт Голдхоорн (основатель журнала «Проект Россия», архитектор, архитектурный критик) называл происходящее в Нижнем Новгороде «архитектурным обжорством»; в то же время в Москве и Санкт-Петербурге на тот момент, по его мнению, не создавалось ничего интересного.

Все написанное о нижегородской школе девяностых можно сжать в небольшой ряд основных понятий, которые и будут раскрывать суть этого феномена: Александр Харитонов, мастерская «Харитонов & Пестов», средовой подход, постмодернизм и деконструктивизм. Разобрав эти детали по отдельности, мы вполне сможем сложить пазл под названием «Нижегородская архитектурная школа девяностых».

Александр Харитонов — «лучший архитектор России»

Именно так его назвал в посмертной статье «Коммерсант». И это неспроста: Александр Евгеньевич Харитонов — лауреат 12 архитектурных конкурсов, главный архитектор регионального проектного института, дважды лауреат Государственной премии, с 1993 по 1998 год — главный архитектор Нижнего Новгорода.

Историк нижегородской архитектуры Ольга Орельская называла его не просто формальным, а признанным лидером нижегородских зодчих.

Александру Евгеньевичу действительно был небезразличен облик города. Он оказал существенное влияние на архитектуру всего Нижнего Новгорода.

Харитонову удалось на законодательном уровне запретить строительство по типовым проектам в исторической зоне. В облике зданий стали появляться необычные детали, нижегородские архитекторы принимали активное участие в ежегодных профессиональных конкурсах.

В городе вырастали дома в стиле деконструктивизма — так образовался пласт построек, существенно выигрывавших даже на фоне Москвы и Санкт-Петербурга. Барт Голдхоорн вспоминал, что подобного не происходило ни в одном городе России. На фестивале «Вазари», прошедшем в 2016 году, участники круглого стола пришли к выводу, что все это стало возможно именно благодаря Харитонову.

«Харитонов & Пестов»

Мастерская «Харитонов & Пестов» родилась в 1992 году силами отцов-основателей архитектурной школы девяностых Евгения Пестова и Александра Харитонова.

Последний смог организовать нижегородских архитекторов в своеобразное творческое содружество. Они были объединены идеями преобразования города, возвращения в него настоящей архитектуры.

Александр Евгеньевич Харитонов
Александр Евгеньевич Харитонов

Среди нижегородских специалистов именно Харитонов стал первым академиком Российской академии архитектуры и строительных наук, а Пестов — ее членом-корреспондентом. Оба архитектора дважды стали обладателями государственной премии.

Первый раз — за ряд объектов в исторической части города, а также за развитие нижегородской архитектурной школы.

Следующая премия была присуждена за вторую очередь банка «Гарантия» и жилые дома на улицах Ульянова и Большой Покровской.

Евгений Николаевич Пестов
Евгений Николаевич Пестов

Суть «средового подхода»

Мастерская «Харитонов & Пестов» своим основным творческим методом выбрала именно средовой подход. Что он из себя представляет? Можно выделить несколько основных черт.

1. «Новостройки» во дворах. В то время возникла тенденция уводить новые здания с главных улиц города, строить во дворах и на пустырях. Нижегородская школа научилась мастерски оперировать этими пространствами. Все это привело к своеобразному феномену «города наизнанку».

2. От единицы к комплексу. Отличительной чертой средового подхода является расширение объекта проектирования от одного здания к целой группе. Это привело к изменению традиционных типов сооружений и формированию «сверхзданий» — различных многофункциональных комплексов.

3. Смена ценностей. Происходит переориентация проектирования с достижения экономико-политических целей на социально-психологические. Проще говоря, на жителей. Сюда же можно отнести возрастание внимания к экологическому аспекту и происходящим на месте проектирования процессам жизнедеятельности людей.

Итог: средовой подход — метод формирования комплексной, «дворовой» архитектуры, ориентированной прежде всего на самих людей.

Постмодернизм и деконструктивизм — устрой дестрой!

Архитектурные критики отмечали, что Харитонов в вопросах архитектуры был всеяден — главное, чтобы было «вкусно». В целом же нижегородская архитектура девяностых больше всего тяготела к постмодернизму и деконструктивизму.

Постмодернизм — это множество различных тенденций, которые начали набирать популярность еще в шестидесятые годы. Модернизм себя исчерпал: излишняя рациональность и функционализм, холодные постройки и однообразные формы стали вгонять в уныние. Тогда именно постмодернизм пришел избавить город от скуки, находя и создавая новые формы, возвращая образность и оригинальность, исторические архитектурные системы и декор всех видов. Эти характерные черты сделали стиль эталоном гармонии архитектуры с окружающей средой.

Вторая тенденция нижегородской архитектуры девяностых, деконструктивизм — архитектурное течение, сформировавшееся еще в восьмидесятые годы. Это не столько направление архитектуры, сколько ее отрицание. Самая частая характеристика — стремление к разрушению. Для деконструктивизма характерны визуальная усложненность, вторжение в городскую среду, нарочито изломанные и усложненные формы и отказ от общепринятых принципов создания конструкций.

Собираем пазл

Что мы имеем на выходе? Нижегородская архитектурная школа девяностых — своеобразный архитектурный феномен, который появился благодаря Александру Харитонову. Это удивительный процесс, не происходивший больше нигде в России, для которого характерны:

  • образность;
  • комплексные здания;
  • отсутствие однотипности;
  • переориентация на человека;
  • необычность форм;
  • использование дворового пространства.

В общем и целом, это просто красивая необычная архитектура, которая радует глаз. Но все слова меркнут и бледнеют в сравнении с реальными ощущениями от увиденного. И, чтобы вам не пришлось бесцельно блуждать по городу, мы предлагаем список зданий — представителей этой школы:

1. Банк «Гарантия» (ул. Малая Покровская, 7)


2. Акрополь (ул. Ульянова, 47)


3. Театр «Комедия» (ул. Грузинская, 23)


4. «Дом-Куча» (ул. Большая Покровская, 47б)


5. «Каскад» (ул. Решетниковская, 4)


6. Башня-репродуктор (ул. Фрунзе, 7)


7. «Пила» (ул. Славянская, 10а)


8. Здание «Макдональдса» (площадь Революции)


9. «Титаник», или банк «Гарантия» (ул. Малая Покровская, 7)


10. Гостиница «Октябрьская» (Верхневолжская наб., 9а)


11. «Дом с акцентом» (ул. Полтавская, 16)



13. «Дом под синей крышей» (ул. Ковалихинская, 14)


14. Дом актера (ул. Пискунова, 10)


15. Стадион «Динамо» (Университетский пер., 4)


16. «Супрематический натюрморт» (пер. Плотничный, 17, 19; ул. Ильинская, 48, 52, 52а)


17. «Клетчатый дом» (ул. Горького)


18. «Пагода» (ул. Студеная, 61)


19. «Версаль» (ул. Студеная, 55а)


20. «Перископ» (ул. Решетниковская, 4а)

Екатерина Кандалова

Фото Марина Борисова и Надежда Калина

Фото обложки: Алексей Шаповалов (Стерх) / Фотобанк Лори