По просьбе ОУ Дмитрий Виленский составил список из пяти важнейших изданий об искусстве и современности.
1. Художественный журнал. Москва, 1993–2018.
Если когда-то говорилось, что все мы вышли из гоголевской «Шинели», то про современное российское искусство можно сказать, что все оно «вышло» из ХЖ, который с 1993 года и посейчас остается для него самой важной медийной площадкой.
2. Борис Гройс. Политика Поэтики. М.: Ад Маргинем, 2013.
Гройса важно читать и перечитывать. С ним стоит спорить и не соглашаться, ловить его, как фокусника, за руку. Но его влияние бесспорно и заслуженно. Пожалуй, сейчас нет равных мыслителей, которые бы могли ставить настолько точные вопросы и диагнозы искусству в его связи с обществом.
3. Ален Бадью. Малое руководство по инэстетике / пер. с фр. Д. Ардамацкой, А. Магуна. СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014.
Ален Бадью. Обстоятельства, 4. Что именует имя Саркози? / пер. С.Л. Фокина. СПб.: Академия исследования культуры, 2008.
Бадью — очень сложный философ, но нам ценно в нем то, что он продолжает отстаивать определенную историческую композицию искусства с точки зрения развития левой идеи. Идея «инэстетики» исходит из полной автономии искусства, способного производить собственную истину, а не быть объектом знания и в первую очередь философии. Этой книгой Бадью не просто удостоверяет приверженность модернизму, но утверждает неисчерпанную актуальность модернистской, то есть созидательной повестки. Нет ничего странного в том, что философа крайне встревожило избрание президентом Франции в 2007 году человека, чья репутация подорвала вековые основы национальной политики. Риски нового общества, отключающего способность мыслить из сиюминутного страха и презренного самосохранения, рассматриваются во второй, более острой, публицистической по материалу книге.
4. Hito Steyerl. The Wretched of the Screen. Berlin: Sternberg Press, 2012.
Это первая и наиболее знаковая книжка немецкой художницы Хито Штайерл стала манифестом современной концепции образа в политическом аспекте понятия. Состоит из ряда ключевых статей, опубликованных в 2000-е годы. Она также является руководством по организации и текстовому сопровождению перформансов — важнейшей формы современного искусства. Некоторые тексты, вошедшие в книгу, переведены на русский язык и доступны в сети.
5. Sam Thorne. School: A Recent history of Self-organized Art Education. Berlin: Sternberg Press, 2017.
Книжка Сэма Торна является уникальной попыткой обобщить последние эксперименты в области радикальной педагогики современного искусства. Эта тема в связи с очевидным ныне «образовательным поворотом» в искусстве выходит на передний план. В книгу включено большое интервью со мной, где мы с автором обсуждаем российскую ситуацию и проблемы местного образования. Этот текст есть по-русски и доступен здесь.