По просьбе ОУ Борис Степанов составил список из пяти важнейших книг об исторической памяти.
1. П. Хаттон. История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль, 2003.
В качестве популярного очерка эволюции проблематики памяти в европейской культуре книга английского историка Патрика Хаттона — пожалуй, лучшее из того, что доступно сегодня для российского читателя. Слово «история» в названии книги указывает на принципиальную ограниченность перспективы автора: во-первых, проблематика памяти рассматривается преимущественно на материале французской историографии; во-вторых, будучи написанной четверть века назад, эта книга не учитывает последующего развития memory studies и в этом смысле может быть поводом вспомнить, как выглядела эта область знания на заре ее становления.
2. Cultural Memory Studies: An International and Interdisciplinary Handbook / edited by Astrid Erll and Ansgar Nünning. Berlin: Walter de Gruyter, 2008.
Полезным источником знакомства с любой областью знания служат хрестоматии, призванные дать панорамную характеристику дисциплины, пусть нередко и с несколько субъективных позиций. Одним из наиболее удачных опытов такого издания, демонстрирующим баланс между представлением теоретических дискуссий и опытов конкретного анализа, является компендиум, подготовленный одной из ведущих современных исследовательниц культурной памяти Астрид Эрл совместно с видным специалистом по теории повествования Ансгаром Нюннингом. Впрочем, несмотря на акцентированное внимание на роли медиа в трансляции культуры и формировании образов прошлого, актуальная сегодня проблематика мемориальной культуры в новых медиа в этом издании еще только намечается.
3. Ян Ассман. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Книга Яна Ассмана, ставшая безусловной классикой для memory studies, является классической и с точки зрения исследуемого материала. Ассман является одним из создателей концепции коллективной памяти (в частности, ему принадлежит известное различение коммуникативной и культурной памяти). Вместе с тем его вклад заключается в том, что он делает эту концепцию инструментом сравнительной характеристики высоких культур древности. Изучая значение средств коммуникации (и прежде всего письменности) для накопления культурного опыта в разных культурах, он в конечном итоге приходит к объяснению происхождения того универсалистского проекта, который сложился в античной Греции и стал основой современной культуры.
4. A. Huyssen. Present pasts: Urban palimpsests and the politics of memory. Stanford, CA: Stanford University Press, 2003.
Книга культурного историка и литературного критика Андреаса Хьюссена (кроме прочего, старинного приятеля Орхана Памука) появилась в тот момент, когда исследователи почувствовали усталость от экспансии проблематики памяти в различных областях гуманитарного знания. Размышляя над причинами «одержимости памятью» и над теми культурными и научными конфликтами, которые ею порождены, Хьюссен стремится показать, каким образом рефлексия о памяти может быть полезным инструментом для осмысления историчности современного города.
5. R. Koshar. From Monuments to Traces: Artifacts of German Memory, 1870–1990. University of California Press, 2000.
В книге Руди Кошара, еще одного немецкого исследователя, работающего в Америке, нарисована масштабная картина трансформации немецкого мемориального ландшафта на протяжении «долгого» двадцатого века. Название книги емко передает суть этой трансформации: от монументов, формирующих представления о национальном величии, к руинам, реконструкциям и следам, свидетельствующим о прошлом (и настоящем) как разорванном и травматическом.