Список

Список Вахштайна: пять главных книг о праве

По просьбе ОУ Виктор Вахштайн составил список из пяти важнейших книг по теории и практике права.


1. Вебер М. Хозяйство и общество. Право. Т. 3. М. НИУ-ВШЭ, 2018.

Право как своего рода «машина кодирования» стало привилегированным объектом социологического исследования благодаря одному из отцов-основателей нашей дисциплины Максу Веберу. Именно он связал эволюцию правовых систем с универсальным процессом всеобщей рационализации, «расколдовывания мира». Пика этот процесс достигает в современном формально-рациональном праве, которое больше не «укоренено в практике», а опирается лишь на предельно абстрактные нормы и рациональную аргументацию. Сам Вебер получил фундаментальное юридическое образование, и многие современные авторы считают его теорию скрытой юридической интервенцией в социологию. Что и не удивительно: если формально-рациональное право становится каркасом общества модерна, то юристы оказываются новой кастой жрецов, а тотальная «юридизация» социальной жизни — лишь вопрос времени. (См. на эту тему недавнюю полемическую статью Вадима Волкова.)


2. Luhmann N. A Sociological Theory of Law. Routledge, 2013.

Никлас Луман — еще один классик нашей дисциплины, получивший юридическое образование. Луману удалось дать второе дыхание обветшалой теории социальных систем при помощи небольшой инъекции кибернетики в социологию. Собственно, отсюда берется метафора права как «машины кодирования мира». Право пользуется собственным кодом — «законное / незаконное», — отличным от кода экономики, политики, искусства или науки. Как замкнутая самореферентная система, право обладает особого рода суверенитетом по отношению к другим системам. (Подробнее о проблеме кодирования — в статье А. Ф. Филиппова.)


3. Lefebvre H. The right to the city // Writings on Cities. Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996 [1968].

Французский неомарксист Анри Лефевр не был ни социологом, ни юристом. Его куда больше интересовала философия пространства и проблемы современного капитализма. Тем не менее именно его концепту — «право на город» — было суждено сыграть решающую роль в новой стыковке «правового» и «городского» порядков в социальной теории. Социологи часто подчеркивали связь урбанизации и рационализации права, но мало кому приходило в голову внести «право на город» в число фундаментальных прав человека. Неудивительно, что этот концепт стал оружием в борьбе городских активистов против политики муниципальных властей именно в тех странах, где эта борьба велась наиболее ожесточенно: принятый в 2001 году Городской закон Бразилии зафиксировал «право на город» в качестве базовой юридической категории.


4. По ту сторону права. Социологические исследования правоприменения и юридической профессии // Социология власти. 2015. №2.

В российском исследовательском поле на сегодняшний день заметна только одна школа эмпирической социологии права — коллектив Института проблем правоприменения Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Специальный выпуск журнала «Социология власти» — «По ту сторону права», — подготовленный коллективом исследователей этого института, может служить введением в проблематику Empirical Legal Studies. Из предисловия Кирилла Титаева читатель узнает, что социология права как дисциплина родилась в буковинском городе Черновцы, куда в 1896 году вернулся после получения в Вене докторской степени молодой юрист Ойген Эрлих. Увидев пропасть, разделявшую «законы Австро-Венгерской империи и реальные способы разрешения конфликтов, практиковавшиеся жителями Буковины», Эрлих и написал первую книгу, в заголовке которой присутствовало словосочетание «социология права».


5. Goodman M. Future crimes. Transworld Publishers, 2015.

Марк Гудмэн — не социолог и не академический ученый. Он начал свою карьеру как патрульный полицейский, дослужился до старшего советника Интерпола, а затем — и до штатного футуролога ФБР. Тем не менее его книга (написанная как хороший детектив на конкретных прецедентных кейсах) обозначает тот участок социологического фронта, на котором наиболее вероятны новые исследовательские прорывы. Напряжение между Техническим, Правовым и Социальным заставляет исследователей иначе взглянуть на метафору «право как машина кодирования». В цифровом технологизированном мире, полном «кодирующих машин», эта метафора обретает новое звучание.