Список

Список Десятникова: главное в российской музыке, 1991–2016

Специально для ОУ композитор Леонид Десятников составил список самых важных вещей, которые произошли в российском музыкальном мире за последнюю четверть века.

Предуведомление

Рейтинг одного года составить проще, чем рейтинг четверти века. «Букер десятилетия», как правило, разочаровывает 90 % аудитории. То, что сегодня кажется событием, the star is born и все такое, через несколько лет довольно часто заканчивается не взрывом, но всхлипом. Ограничусь поэтому малым количеством прописных букв: меньше персоналий, больше тенденций. Не стану упоминать об уходе титанов, ведь люди стройными рядами в своих могилах исчезают во все времена. Музолигархов, стартовавших в советские времена, вычеркиваем. Напомню, речь идет о культурных феноменах отечественного происхождения, которые, по недавнему слову Романа Тименчика, сильно зависят от западных предшественников и стимуляторов. Так было, и так будет, и ничего в этом нет зазорного. Конец цитаты.

Итак, по алфавиту.

  1. Барочная музыка. Ажиотажный спрос на музыку европейского барокко, а также — кажется, в меньшей степени — на музыку Ренессанса и Средневековья развивается с начала 1990-х параллельно аналогичным процессам в Европе, Америке и Юго-Восточной Азии (см. выше цитату из Тименчика). Заслуживают упоминания (навскидку) фестиваль старинной музыки Earlymusic и Андрей Решетин; оркестр Musica viva и Александр Рудин; ансамбль Pratum integrum; «Роделинда» Генделя в Большом театре; некоторое количество контратеноров русского и украинского происхождения; Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Назар Кожухарь.

  2. Валерий Гергиев и взлет Мариинского театра 1990-х: оперы Вагнера, Римского-Корсакова и Прокофьева, симфонические циклы Прокофьева же, Малера и Шостаковича; вообще циклопический охват репертуара.

  3. Деятельность Теодора Курентзиса, российского дирижера греческого происхождения; его появление на фоне родных осин в первой половине 2000-х сопоставимо с вкладом, который начиная с 1840-х вносил в отечественную культуру Мариус Петипа.

  4. Миграция, movida, проще говоря, движуха всякого рода. Изменение политического строя, падение железного занавеса и, соответственно, культурная конвергенция в области исполнительских стандартов, языка новой музыки, образования и т. д. С четвертым пунктом тесно связан пункт последний.

  5. Новое поколение: Евгений Кисин, Даниил Трифонов, Анна Нетребко и другие. Граждане, родившиеся после 1970 года; новый тип музыканта-исполнителя, гражданина космополиса, успешно вписавшегося в западный рынок классической музыки и занявшего там высшие позиции.

Фотография на обложке:
Марди Байерс и дирижер Теодор Курентзис (справа) на презентации оперы «Воццек» в постановке Д.Чернякова и Т.Курентзиса в Большом театре, 2009 год
Александр Куров / ТАСС