Список

5 важных книг по экономике, изданных в России в 2018 году

Редакция ОУ составила список из пяти важнейших книг по экономике, изданных за последнее время.


1. Янис Варуфакис. Беседы с дочерью об экономике. М.: Ad Marginem, 2018.

Бывший консультант Valve Corp., наладивший модель торговых отношений между игроками — покупателями Team Fortress 2, недолгий министр экономики Греции и постоянный профессор Афинского университета обратился к нечастому в наши дни, подчеркнуто модернистскому жанру просветительских разговоров с подростком, чтобы в простой форме рассказать о сложных экономических отношениях. Трудно сказать, могут ли аналогии из истории европейской культуры помочь пониманию меновой стоимости, если ты уже не понимаешь, что это такое. Однако сама форма изложения и литературная искушенность автора делают эту небольшую книгу хорошим тренажером перезагрузки и приземления пугающе абстрактных понятий.


2. Нассим Николас Талеб. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛиБри, Азбука-Аттикус, 2018.

Депортированный в юности из Ливана, работавший брокером в Лондоне и Нью-Йорке, основатель собственного хедж-фонда и автор бестселлеров по философии случайности, Талеб называет себя «эмпирическим скептиком» и последователем Карла Поппера — по его мнению, при стратегическом планировании не следует чересчур полагаться на теорию. Талеб считает, что случайность — это фактор, чье вмешательство следует учитывать. Сначала чисто психологическая, а затем и практическая готовность к вторжению случайности, принятие мер безопасности повышают нашу устойчивость. Так называемая «антихрупкость» — способность отказаться от ненужной страховки на мелкие и высоковероятные неприятности в пользу детальной проработки крупных и маловероятных, но катастрофических бед (таких как, например, последствия рецессии конца 2000-х годов). Уменьшать потери от неизвестного, а не наращивать выгоду от известного, — подход, который на свой страх и риск Талеб пытается разрабатывать в этой парадоксальной книге.


3. Авнер Грейф. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. М.: НИУ-ВШЭ, 2018.

Впервые изданная в 2006 году книга историка институциональной экономики, большого мастера микроанализа Авнера Грейфа раскрывает важность понятия «транзакции» для формирования экономических отношений в первые века второго тысячелетия нашей эры. Ключевая интрига книги — как вышло так, что в X–XIII веках европейские торговцы, как и представители других социальных практик, скорее, учились у мусульманского Востока, после чего Запад резко и необъяснимо ушел вперед, оставив далеко позади своих недавних учителей. Грейфа мало интересуют схоластические глобальные модели. Он берет примеры взаимодействия купцов Магриба и Генуи, чтобы показать, как различие торговых этик обусловило разность институтов управления и правовых механизмов.


4. Юн Эльстер. Кислый виноград. Исследование провалов рациональности. М.: Издательство института Гайдара, 2018.

Впервые вышедшую по-английски в 1983 году, эту книгу классика аналитического марксизма, норвежского и американского политолога Юна Эльстера принято считать продолжением его работы с не менее аллегоричным названием «Одиссей и сирены» (1979). В совокупности дилогия рассматривает проблемы неполной или недостаточной рациональности человеческого поведения, обязательность разных ценностных подмен, понятийных смещений и вынужденных преференций, которые в мире так называемой «свободной конкуренции» обусловливают успехи одних и неудачи других рыночных игроков.


5. Жан-Франсуа Лиотар. Либидинальная экономика. М.: Дело, 2018.

Еще более древняя и страстная книга, чей перевод появляется на русском только сейчас, — работа Лиотара о желании как предпосылке меновых отношений (1974). Его не удовлетворяет критика капитализма, которую предложили в громкой книге «Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения» Жиль Делез и Феликс Гваттари. По мнению Лиотара, капиталистическая реализация желания не имеет альтернативы, ибо все объекты, находящиеся в контекстуальных отношениях друг с другом, включаются в процессы обмена, конвертации и девальвации. Вырваться из этой, по выражению Лиотара, «эфемерной пленки» нельзя. Однако и нельзя сказать, что эта пленка предохраняет и предопределяет отношения объектов; это вовсе не страховочный механизм, но иллюзия предсказуемости, которая в любой момент может быть прервана необъяснимым образом. Лиотар жестко критикует марксизм за его самообольщение по поводу познания механизмов обмена. Желание (либидо) не обязательно направлено в сторону улучшения жизни — людям так же свойственно разрушать созданное, двигаться к пропасти, желать худшего…