Список

Список Жаркова: пять главных книг об устойчивом развитии

По просьбе ОУ Василий Жарков составил список из пяти важнейших источников на тему «Устойчивое развитие».


1. Ernst von Weitzsäcker, Anders Wijkman. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome. NY: Springer, 2017.

Доклад с характерным названием «Давайте же!» за авторством депутата бундестага Эрнста Ульриха фон Вайцзеккера и члена Европарламента от Швеции Андерса Викмана приурочен к 50-летнему юбилею Римского клуба. Собственно Римский клуб, основанный в уже далеком 1968-м, является едва ли не главной площадкой, где разрабатывается мультидисциплинарный концепт «устойчивого развития», чей политический аспект объединяет все остальные — экономический, социальный, демографический, экологический, культурный и т.д. Проделав за последние полвека путь от неомальтузианского осознания пределов экстенсивного роста экономики и человеческой цивилизации (первый доклад клуба “The Limits to Growth” был опубликован в 1972 году), через обсуждение различных проблем, связанных с развитием человеческого капитала, энергетическими проблемами и состоянием окружающей среды, упершись в непреодолимую стену глобального неравенства (доклад “The First Global Revolution” 1991 года), эксперты Римского клуба призывают продолжать «безнадежное дело» предупреждения человечества от нависающих над ним глобальных проблем. Инструментом для качественного перехода, который, согласно последним новостям, обещает по меньшей мере затянуться на неопределенное время, предлагается сделать «новое Просвещение», идеология которого, наряду с анализом и прогнозом текущей ситуации, излагается в последнем из опубликованных докладов Клуба. Судя по первым реакциям на доклад, большая часть российской аудитории вряд ли готова к восприятию идеи добровольного альтруистического и одновременно вполне прагматического ограничения доходов и потребления ради спасения человечества. Для периферии мировой цивилизации такое предложение звучит едва ли не как оскорбление самых естественных чувств и устремлений.


2. Андрей Сахаров. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. 1968.

В тот же самый год, когда был создан Римский клуб, выдающийся физик-ядерщик, академик и будущий нобелевский лауреат Андрей Сахаров, будучи еще вполне «системной», как сказали бы в наши дни, фигурой, общественную позицию которого готовы были обсуждать на уровне Политбюро и которому мог даже лично позвонить глава КГБ Юрий Андропов, написал политико-философский трактат, обращенный к руководству СССР и элитам на Западе. В очень сжатой и предельно ясной форме советский физик не просто изложил квинтэссенцию взглядов наиболее передовой и просвещенной части людей своего круга, научной и технической интеллигенции, но фактически сформулировал основные пункты концепции устойчивого развития по другую сторону «железного занавеса». Сочинение Сахарова удивляет не только своей релевантностью мировой интеллектуальной повестке (и шокирующим на этом фоне контрастом с тем уже, кажется, непреодолимым разрывом, который существует теперь между современными русскими умами и мировым интеллектуальным сообществом), но и фатальной нерешенностью в контексте никуда не девшейся угрозы глобальной катастрофы. К слову сказать, 20 лет спустя после выхода «Размышлений» академика Сахарова последний советский генсек Михаил Горбачев опубликовал свою уже позабытую многими брошюру «Новое политическое мышление для моей страны и всего мира», в которой были восприняты и повторены многие базовые идеи сахаровского текста. Несмотря на всем известные различия, оба нобелевских лауреата имеют в чем-то схожую судьбу. Сахарову его выступление стоило признания на Западе в качестве одного из ведущих борцов за гуманистическое будущее человечества и двух десятилетий публичных поношений и мучительных гонений на родине; Горбачев вошел в историю как человек, разрушивший берлинскую стену и выведший СССР из холодной войны. И если Сахаров успел дождаться краткого триумфа на родине, то Горбачев неизменно проклинаем своими соотечественниками что в период распада СССР, что — тем более — сейчас. Вопреки разуму, в который оптимистично верили оба автора, ни мировые элиты, ни широкие массы не спешат следовать их идеям, предостережениям и рекомендациям.


3. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. 1992.

Международная декларация, принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, следует более ранним соглашениям, достигнутым на международном уровне, — в первую очередь Стокгольмской декларации по проблемам окружающей среды 1972 года. В Рио были провозглашены 27 принципов, на которых, казалось бы, и должно строиться новое глобальное и справедливое партнерство между странами и народами мира. Так, четвертый принцип Декларации гласит: «для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него». Содержание этого небольшого документа включает как меры по развитию международной кооперации в целях защиты окружающей среды, так и общие рекомендации к законодательству на уровне отдельных государств. Так, согласно 17-му принципу, входящие в ООН государства обязаны немедленно уведомлять международное сообщество о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях на своей территории, «которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды». В Декларации также подчеркивается необходимость сохранения общин и культурной идентичности коренного населения там, где они нуждаются в защите, а также недопущение военных конфликтов. Будучи одним из нормативных документов, касающихся всех народов и правительств, его подписавших, Декларация Рио-де-Жанейро является одним из фундаментальных источников в области изучения политики устойчивого развития.


4. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года.

Еще один официальный международный документ, принятый, пожалуй, в один из самых драматических моментов новейшей мировой истории. Продолжающийся конфликт в середине Европы из-за Украины, наступление радикальных джихадистов на Ближнем Востоке и военная операция России в Сирии — вот что занимало мировые ленты новостей как в 2015 году, так, впрочем, и сегодня. С одной большой разницей: осенью 2015-го в Соединенных Штатах у власти еще оставалось едва ли не самое прогрессивное руководство за последние десятилетия. Так получилось, что Повестка, принятая тогда в Нью-Йорке, оказалась не просто декларацией, но и своего рода завещанием интеллектуальной фракции мирового политического класса, терпящей теперь практически повсеместное поражение. И если человечество все-таки выживет, 17 целей устойчивого развития могут пригодиться. В конце концов, до 2030 года есть еще немного времени. Отчасти утешает и та хорошая новость, что вскоре после принятия Повестки Генеральной Ассамблеей Правительство РФ силами своего Аналитического управления с участием ведущих российских экономистов разработало специальный доклад о том, как Россия соотносит себя с целями устойчивого развития, декларированными ООН. Выяснилось, что на словах российские власти полностью принимают международную повестку. И это само по себе уже неплохая новость, особенно в контексте поведения нынешнего хозяина Белого дома.


5. Jennifer Elliot. An Introduction to Sustainable Development. London; NY: Routledge, 2012.

Четвертое издание книги Дженифер Элиот представляет собой, наверное, одно из наиболее полных, качественных и относительно доступных российской аудитории академических пособий, помогающих разобраться с тем, что такое устойчивое развитие. Данное понятие рассматривается именно в качестве глобальной цели, определяющей политический курс ведущих государств мира перед лицом существующих и постоянно растущих вызовов. Политика устойчивого развития, собственно, и представляется здесь в качестве ответа на эти подробно описываемые вызовы. Впрочем, автор увлечена выбранным дискурсом и не до конца готова рефлексировать по поводу (не)обратимости политического курса, который в теории всем кажется важным, а на практике разбивается о демонстративный национальный эгоизм. Априори предполагается, что устойчивое развитие обязательно к реализации как нечто само собой разумеющееся для всех рациональных субъектов, так как от этого зависит спасение человечества как такового. О том, что рациональностей может быть много и акторы мировой политики могут не разделять идеи космополитического общего блага, в книге говорится без большой охоты. Однако всесторонне описание концепта устойчивого развития по крайней мере очерчивает обширное проблемное поле, создаваемое этим концептом.