Список

Хроника постсоветского искусства

«Пятачок делает подарки», «Юный безбожник», концерт Pussy Riot в храме Христа Спасителя и другие важные события в истории современного искусства России 1990–2015 годов.


1990. Проходит первая В СССР независимая художественная ярмарка ART-MIF

Екатерина Дёготь, Иосиф Бакштейн, Илья Осколков-Ценципер, 1989 г. Фотография: sobaka.ru
Екатерина Дёготь, Иосиф Бакштейн, Илья Осколков-Ценципер, 1989 г. Фотография: sobaka.ru

Открывшаяся в октябре 1990 года в ЦДХ ярмарка организована продюсером Инной Крымовой и Ильей Осколковым-Ценципером — на тот момент художественным обозревателем журнала «Огонек». ART-MIF стал первым крупным событием после того, как 7 июля 1988 года аукционный дом «Сотбис» провел в Москве международный аукцион картин современных советских художников. Приветствуя открытие ярмарки, председатель Моссовета Гавриил Попов, впоследствии первый мэр Москвы, сказал: «Мы начали создание новой цивилизации, в которой искусству должна быть уделена первостепенная роль».

1991. Участники арт-группы Э.Т.И. устраивают перформанс на Красной площади

Э.Т.И., 1991 г.
Э.Т.И., 1991 г.

18 апреля 13 человек, включая основателя группы художника Анатолия Осмоловского, выкладывают своими телами на Красной площади нецензурное слово из трех букв. Все участники акции задержаны милицией и отпущены в тот же день, однако после выхода в «Московском комсомольце» заметки о происшествии некоторые арестованы. Им предъявлены обвинения в злостном хулиганстве, но спустя три месяца дело закрывают за отсутствием состава преступления. Осмоловский вспоминал: «На допросе у меня интересовались: не хотел ли я связать это слово с именем Ленина? Я дружил с поэтом Вознесенским, и он посоветовал: говорите, что если бы вы хотели связать это с Лениным, то положили бы тире».

1991. Открывается галерея-сквот «В Трехпрудном переулке»

Акция «Футуристы выходят на Кузнецкий». Фотография: Игорь Мухин
Акция «Футуристы выходят на Кузнецкий». Фотография: Игорь Мухин

5 сентября по адресу Трехпрудный переулок, 3/1 проходит первая выставка новой галереи — «Милосердие». Ее возглавляют Авдей Тер-Оганьян, один из наиболее ярких представителей московского акционизма, и художник Константин Реунов. Галерея работает в мансарде предназначенного под снос дома, в котором еще с лета 1990 года жили несколько художников. Всего здесь было организовано 95 выставок, но в 1993-м, в связи с реконструкцией дома, обитателей галереи выселяют. Этому предшествовала одна из их самых известных акций — «Футуристы выходят на Кузнецкий». В ней приняли участие Владимир Дубосарский, Илья Китуп, Авдей Тер-Оганьян и другие.

1992. На вернисаже в галерее «Риджина» зарезана живая свинья

Фотография: галерея Rigina
Фотография: галерея Rigina

5 марта в одной из первых частных галерей Москвы открывается фестиваль «Анималистические проекты», включающий в себя семь авторских проектов. Анатолий Осмоловский представил акцию «Леопарды врываются в храм» (по галерее ходили три леопарда с дрессировщицей), а завершился фестиваль проектом Олега Кулика «Пятачок делает подарки», в рамках которого была зарезана живая свинья. Перед началом устроители пообещали: «Визга не будет, мясо отдадут гостям на съедение, а в буклетах будет изложен спор авторов на тему, несет убийство художественную ценность или нет». Акция вызвала бурный протест части художественного сообщества, «зеленых» и патриотической общественности. В прокуратуру было подано заявление о возбуждении уголовного дела (безрезультатно), а Кулика предлагали выслать из страны.

1992. Айдан Салахова открывает «Айдан-галерею»

Фотография: «Айдан-галерея»
Фотография: «Айдан-галерея»

До этого вместе со своими однокурсниками Александром Миттой и Александром Якутом Салахова руководит знаменитой «Первой галереей», существовавшей с 1989 по 1992 годы. Несколько раз сменив адрес, «Айдан-галерея» просуществовала 20 лет и была закрыта в 2012-м, на тот момент считаясь старейшей галереей Москвы. В настоящее время в качестве художника Салахова проводит персональные выставки по всему миру. В 2011 году ее работы были удалены из Азербайджанского павильона Венецианской биеннале, поскольку вызвали недовольство президента Азербайджана Ильхама Алиева.

1994. Олег Кулик впервые перевоплощается в собаку

«Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером», 1994 г.
«Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером», 1994 г.

См. рубрику «Видео».

1994. Художники Виноградов и Дубосарский начинают работать вместе

«Пикассо в Москве». Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, 1994 г.
«Пикассо в Москве». Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, 1994 г.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский — оба выпускники Института имени Сурикова, и их первой совместной работой становится картина «Пикассо в Москве», созданная в этом же году и показанная в московской галерее «Студия 20». Позднее, в 2004-м, художники открыли культурный центр «АРТСтрелка», просуществовавший на территории кондитерской фабрики «Красный октябрь» до 2009 года и объединивший в себе семь выставочных площадок.

1996. Открывается Московский дом фотографии

Открытие фотобиеннале. Москва, 1998 г. Фотография: В. Ахломов
Открытие фотобиеннале. Москва, 1998 г. Фотография: В. Ахломов

МДФ основан по инициативе правительства Москвы и искусствоведа Ольги Свибловой. В 2003 году он был преобразован в «Мультимедиа Арт Музей», при котором сейчас также открыта Московская школа фотографии и мультимедиа имени А.М. Родченко.

1996. В ЦДХ проходит первая «Арт-Москва»

Фотография: «Арт-Москва», 2013 г./Art1
Фотография: «Арт-Москва», 2013 г./Art1

Это крупнейшая в России ярмарка современного искусства. Долгое время она устраивалась каждый год, но в 2012-м «Арт-Москва» прошла без закрывшихся на тот момент галерей Марата Гельмана и «Айдан-галереи». В сентябре 2014 года стало известно, что «Арт-Москва-2014» не состоится, после чего устроители сделали заявление, в котором не исключили полного закрытия.

1997. Бренер рисует знак доллара на картине Малевича

Фотография: Greatmodernists.com
Фотография: Greatmodernists.com

4 января в амстердамском музее «Стеделик» Александр Бренер рисует зеленой краской знак доллара на картине Казимира Малевича «Супрематизм», также известной как «Белый крест на сером фоне». За год до этого, на выставке «Интерпол» в Стокгольме, Бренер уничтожил работу китайского художника Венда Гу — 20-метровый туннель из человеческих волос. Амстердамская акция вызвала бурное возмущение в России. В Голландии же Бренер был приговорен к пяти месяцам тюремного заключения.

1998. Скандал вокруг акции «Юный безбожник» Тер-Оганьяна

Акция «Юный безбожник», 1998 г.
Акция «Юный безбожник», 1998 г.

4 декабря на выставке «Арт-Манеж» Авдей Тер-Оганьян развешивает репродукции икон, предлагая за небольшую плату приобрести и осквернить любую из них. После того как желающих не нашлось, Тер-Оганьян начинает рубить иконы топором. Возмущение инцидентом выразили мэр Москвы Юрий Лужков и Патриарх Алексий II. Против Тер-Оганьяна было заведено уголовное дело по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»). Не дожидаясь приговора, художник уехал в Чехию, где получил статус политического беженца. Дело было закрыто в марте 2010-го федеральным судьей Мариной Сыровой, которая в 2012 году судила участниц группы Pussy Riot.

1999. Гриша Брускин участвует в реконструкции Рейхстага

Милош Форман и Гриша Брускин, 1988 г. Фотография: Archival magazine
Милош Форман и Гриша Брускин, 1988 г. Фотография: Archival magazine

По приглашению немецкой стороны Брускин создает для Рейхстага триптих «Жизнь превыше всего», состоящий из 115 картин, собранных в Клубном зале. Это единственная работа художника, сделанная на заказ. Известность на Западе Брускин получил 10 годами ранее, когда на выставке «Художник и современность», прошедшей в Москве в 1988 году, первую часть его картины «Фундаментальный лексикон» за 2000 рублей купил режиссер Милош Форман. В том же 1988 году на прошедшем в Москве аукционе «Сотбис» вторую часть «Фундаментального лексикона» неизвестный коллекционер из Мюнхена купил за $416 тыс.

2000. Акция «Не верь глазам своим» Олега Мавроматти

Акция «Не верь глазам своим», 2000 г.
Акция «Не верь глазам своим», 2000 г.

1 апреля на территории Института культурологии Минкульта РФ ассистенты Мавроматти прибили его руки гвоздями к деревянному кресту. После окончания акции в квартире художника был проведен обыск, а сам он был вызван в Московскую городскую прокуратуру и допрошен. Поначалу прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела, однако спустя некоторое время Мавроматти обвинили в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни. Находящемуся на тот момент в Болгарии художнику было отказано в продлении российского загранпаспорта. Лишь в 2012 году живший в Болгарии без документов Мавроматти смог вылететь в США.

2003. Разгром выставки «Осторожно, религия»

Разгром выставки «Осторожно, религия», 2003 г. Фотография: Сахаровский центр
Разгром выставки «Осторожно, религия», 2003 г. Фотография: Сахаровский центр

18 января, спустя четыре дня после открытия в Музее им. Андрея Сахарова выставки «Осторожно, религия», группа из шести человек громит выставочный зал, уничтожая экспонаты. Среди прочих в выставке участвуют работы Константина Батынкова, Германа Виноградова, Олега Кулика, Олега Мавроматти, Владислава Мамышева-Монро, Николая Полисского и Авдея Тер-Оганьяна. Двое погромщиков — М. Люкшин и А. Зякин — задержаны на месте, и против них по факту хулиганства возбуждено уголовное дело. В интервью «РИА Новости» Люкшин заявил: «Мы не совершили противоправных действий. Напротив, организаторы выставки являются нарушителями закона». Вскоре Замоскворецкий суд прекратил дело против Люкшина и Зякина. Два года спустя, 28 марта 2005 года, Таганский суд Москвы признал директора Музея им. Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу музея Людмилу Василовскую — организаторов выставки — виновными в разжигании национальной и религиозной вражды, приговорив каждого к штрафу в 100 тыс. рублей.

2005. Открывается первая Московская биеннале современного искусства

Фотография: пресс-служба Московской биеннале
Фотография: пресс-служба Московской биеннале

Она длится с января по февраль, а председателем оргкомитета выставки становится Михаил Швыдкой — на тот момент руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии. Идея проведения биеннале по принципу Венецианской родилась еще в 2003 году и тогда же была утверждена Минкультом как часть Федеральной целевой программы «Культура России: 2001–2006».

2006. В Николо-Ленивце проходит первое «Архстояние»

«Снеговики». Николай Полисский, 2006 г.
«Снеговики». Николай Полисский, 2006 г.

Фестиваль, основанный Николаем Полисским, проходит в деревне Николо-Ленивец Калужской области; это единственный в России фестиваль лэнд-арта. В 2010 году предприниматель Максим Ноготков купил окружающие Николо-Ленивец земли, создав компанию «Архполис» и арт-парк «Никола-Ленивец», на территории которого открылись кафе, гостиницы, хостел и кемпинг. На тот момент Полисский дистанцировался от «Архстояния» и перестал принимать в нем участие. В начале 2015 года «Архполис» был закрыт, а Ноготков заявил о прекращении финансирования «Николы-Ленивца».

2007. В Москве открывается «Винзавод»

Фотография: пресс-служба «Винзавода»
Фотография: пресс-служба «Винзавода»

Центр современного искусства располагается на месте бывшей усадьбы княгини Волконской, которая в начале XIX века была выкуплена под медо-пивоваренные заводы, переоборудованные в 1889 году в комбинат виноградных и десертных вин купцов Травниковых. Основал центр предприниматель Роман Троценко, проект реконструкции делал архитектор Александр Бродский. Здесь разместились многие известные московские галереи — «Риджина», XL, галерея Гельмана, «Айдан-галерея». Центр также становился площадкой многих больших выставочных проектов вроде Биеннале современного искусства.

2007. Работы «Синих носов» снимают с выставки в Париже

«Эра милосердия». «Синие носы», 2007 г.
«Эра милосердия». «Синие носы», 2007 г.

Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов пытается запретить показ работы «Эра милосердия» арт-коллектива «Синие носы» (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров) на парижской выставке российского соц-арта. Работа представляет собой фотографию, на которой изображены два целующихся милиционера на фоне берез. Накануне выставки «Соц-арт: политическое искусство в России с 1972 года», которая была организована Третьяковской галереей и должна была пройти в парижском выставочном комплексе La Maison Rouge, Соколов заявил: «Я заранее хочу сказать, что если она там появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной». Также министр добавил, что «предпринял все, что мог, для того чтобы она туда не поехала». В итоге выставка открылась в назначенный день, но 17 работ, включая «Эру милосердия», на ней выставлены не были, несмотря на протест французской стороны.

2008. Беляев-Гинтовт получает премию Кандинского

«Родина-дочь». Алексей Беляев-Гинтовт, 2007 г. Сусальное золото, черная типографская краска, холст, ручная печать. Галерея «Триумф»
«Родина-дочь». Алексей Беляев-Гинтовт, 2007 г. Сусальное золото, черная типографская краска, холст, ручная печать. Галерея «Триумф»

Лауреатом престижной ежегодной премии, учрежденной фондом «Артхроника», становится Алексей Беляев-Гинтовт за серию картин «Родина-дочь», в которой поэтизируются символы сталинской эпохи. Сам художник с 2003 года был официальным «стилистом» Евразийского движения Александра Дугина. Когда он вошел в шорт-лист премии, сайт Openspace.ru организовал дискуссию «Может ли ультраправый националист получить премию Кандинского?» Когда же Беляев-Гинтовт получил премию, лауреат предыдущего года Анатолий Осмоловский и часть присутствующих освистали его с криками «Фашист!» и «Позор жюри!». Представители жюри, впрочем, заявили, что руководствовались исключительно эстетическими критериями и преследовать художника за его идеологические взгляды недопустимо.

2008. Открывается Центр современного искусства «Гараж»

Фотография: пресс-служба Московской биеннале современного искусства
Фотография: пресс-служба Московской биеннале современного искусства

Открытие проходит в авангардистском здании Бахметьевского автобусного гаража, выполненном по проекту Константина Мельникова. Центр основан Дарьей Жуковой — супругой Романа Абрамовича. В 2012 году «Гараж» переезжает во временный павильон в парке Горького, а в 2014-м там же открывается новое здание, в котором он существует под названием «Музей современного искусства».

2009. Открывается музей современного искусства PERMM

Пермский музей современного искусства, 2009 г.
Пермский музей современного искусства, 2009 г.

Основателями музея являются сенатор от Пермского края Сергей Гордеев и галерист Марат Гельман. Открытию музея предшествует выставка «Русское бедное», которая также прошла в Перми и на которой среди прочих были выставлены работы арт-групп «АЕС+Ф» и «Синие носы», художников Владимира Анзельма, Александра Бродского, Валерия Кошлякова, Николая Полисского и Авдея Тер-Оганьяна. Директором музея стал Гельман, однако в 2013 году пермское министерство культуры уволило его. Этому предшествовал скандал на его фестивале «Белые ночи», учрежденном правительством Пермского края, на котором было закрыто три выставки. Одна из них — Welcome! Sochi 2014 — собрала сатирические плакаты на тему будущей Олимпиады.

2009. Возрождение граффити с поцелуем Брежнева и Хоннекера

Фотография: blesstheweather
Фотография: blesstheweather

В 20-ю годовщину падения Берлинской стены художник Дмитрий Врубель начинает реставрировать одно из самых известных в Берлине граффити — изображение целующихся генсека Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера. Граффити, названное «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», было создано живущим в Берлине Врубелем в 1990-м. Спустя 20 лет после падения стены правительство Берлина затеяло дорогостоящую реставрацию ее уцелевшей части.

2010. Суд над организаторами «Запретного искусства»

Юрий Самодуров, священник Глеб Якунин и художник Герман Виноградов на митинге в поддержку организаторов выставки «Запретное искусство». Фотография: Максим Поляков/«Коммерсантъ»
Юрий Самодуров, священник Глеб Якунин и художник Герман Виноградов на митинге в поддержку организаторов выставки «Запретное искусство». Фотография: Максим Поляков/«Коммерсантъ»

С 7 по 31 марта 2007 года в Музее и общественном центре им. Андрея Сахарова проходит выставка «Запретное искусство — 2006». Куратором выставки является искусствовед Андрей Ерофеев, работающий в Третьяковской галерее заведующим отделом новейших течений, а организатором – Юрий Самодуров, ранее оштрафованный за организацию выставки «Осторожно, религия». Выставка представляет собой работы Александра Косолапова, группы «Синие носы», Вячеслава Мизина, Авдея Тер-Оганьяна, Ильи Кабакова и других, но экспонаты выставки скрыты от зрителей перегородкой, и рассмотреть их можно лишь через небольшие отверстия. Выставка завершилась без погрома, однако в следующем 2008 году Ерофеев был уволен из Третьяковки. Против него и Самодурова было отрыто дело по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»). Прокурор потребовал приговорить обвиняемых к трем годам колонии, однако 12 июля 2010 года Таганский суд Москвы приговорил Ерофеева и Самодурова к штрафам 150 и 200 тысяч рублей соответственно. См. также рубрику «Текст».

2011. Новосибирская «Монстрация» запрещена в Москве

Фотография: «Монстрация»/Vkontakte

С 2004 года, когда группа людей с абсурдными транспарантами пристроилась к первомайской демонстрации, шуточное шествие «Монстрация» проводится в Новосибирске. В 2010 году «Монстрации» впервые прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Крыму, Красноярске, Риге, Омске и Владивостоке, а новосибирская «Монстрация-2010» получила премию «Инновация» в номинации «Региональный проект».

2011. Арт-группа «Война» получает премию «Инновация»

Фотография акции «Хуй в плену у ФСБ», 2010 г.
Фотография акции «Хуй в плену у ФСБ», 2010 г.

Премия VI Всероссийского конкурса «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» присуждена арт-группе «Война» за акцию «Хуй в плену у ФСБ», которая прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге. За 23 секунды 9 активистов группы нарисовали гигантский фаллос (65 на 27 метров) на Литейном мосту, при разведении которого рисунок поднялся напротив здания ФСБ.

2012. Pussy Riot проводят «панк-молебен» в храме Христа Спасителя

Фотография: Pussy Riot/Livejournal
Фотография: Pussy Riot/Livejournal

Исполняя песню «Богородица, Путина прогони», 21 февраля участницы группы поднялись на амвон, где провели менее минуты, после чего были удалены сотрудниками охраны. Уже 26 февраля участницы группы — Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич — были объявлены в розыск по обвинению в хулиганстве, а в марте арестованы. 17 августа 2012 года участницы группы были признаны виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и приговорены к двум годам колонии общего режима. 10 октября 2012 года Мосгорсуд подтвердил приговор для Толоконниковой и Алехиной, а Самуцевич приговорил к условному сроку. 23 декабря 2013 года Толоконникова и Алехина вышли на свободу по амнистии в честь 20-летия российской Конституции.

2013. На Бали погибает Владислав Мамышев-Монро

Владислав Мамышев-Монро. Фотография: Ксения Колесникова
Владислав Мамышев-Монро. Фотография: Ксения Колесникова

Мастер перформанса и художественных перевоплощений дебютировал в образе Мэрилин Монро в 1989 году на выставке «Женщина в искусстве», на которой читал пособие по гинекологии. После гибели Монро на Бали 16 марта 2013-го, музыкальный критик Артемий Троицкий опубликовал ряд писем погибшего, из которых становится ясно, что известный по фильму «Асса» актер и художник Сергей «Африка» Бугаев уговаривал Монро принять участие в перформансах, направленных против лидеров оппозиции. По словам Монро, ему было предложено принять участие в сексуальных сценах, хотя в кого именно Бугаев предлагал перевоплотиться Монро, из писем не ясно. Впоследствии Бугаев косвенно подтвердил слова Монро, заявив, что рассказывал тому о подобном проекте, но не предлагал принять в нем участие.

2014. В Эрмитаже проходит «Манифеста»

Фотография: Manifesta Biennial/Flickr
Фотография: Manifesta Biennial/Flickr

С 28 июня по 31 октября в Петербурге прошла биеннале Manifesta 10, одно из главных художественных событий Европы. Ее куратором стал Каспар Кениг, бывший директор мюнхенского Музея Людвига, а в качестве главной площадки было выбрано обновленное восточное крыло здания Главного штаба, принадлежащее Эрмитажу. Биеннале состоялась, несмотря на множество международных протестов — отменить или перенести ее требовали из-за российских гомофобных законов, процесса над Pussy Riot и событий на Украине.

2015. Павленский устраивает акцию «Горящая дверь Лубянки»

Акция «Горящая дверь Лубянки», 2015 г.
Акция «Горящая дверь Лубянки», 2015 г.

В ночь на 9 ноября в 01:15 художник-акционист Петр Павленский подошел к подъезду здания ФСБ на Лубянке, облил входную дверь бензином из канистры и поджег, оставшись дожидаться сотрудников полиции. В этот же день в отношении Павленского возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 214 УК РФ «Вандализм». Позднее, выступая в Таганском районном суде, Павленский сказал: «Я хочу, чтобы мое дело было переквалифицировано на статью „Терроризм“». Выступая в защиту Павленского, Марат Гельман заявил: «Очевидна символика: двери Лубянки — это врата ада, вход в мир абсолютного зла. И на фоне адского пламени стоит одинокий художник, ожидая, пока его схватят».